Факультети
Постійний URI для цього зібрання
Перегляд
Перегляд Факультети за Дата випуску
Зараз показано 1 - 20 з 14404
Результатів на сторінку
Параметри сортування
- ДокументДослідження впливу гірських умов на функціональний стан кардіореспіраторної системи організму волонтерів(Міжнародний центр наукових досліджень, м. Київ, 18-10-27) Коц, С. М.; Коц, В. П.В статті висвітлені особливості дослідження впливу гірських умов на функціональний стан кардіореспіраторної системи організму волонтерів. В статье освещены особенности исследования влияния горных условий на функциональное состояние кардиореспираторной системы организма волонтеров. The article highlights the features of the study of the influence of mountain conditions on the functional state of the cardiorespiratory system of the body of volunteers.
- ДокументРябинник в условиях трансформированных ландшафтов Харьковской области(Спілка молодих орнітологів, 1996) Чаплыгина, А. Б.; Кривицкий, И. А.Южная граница гнездового ареала рябинника продвигается на юг. Вид имеет склонность к антропогенным ландшафтам. Расширение идет от сильно преобразованных (урбанистических) ландшафтов к мало преобразованным естественным средам обитания. Гнездится в основном колониями от 2 до 25 пар (в среднем 12,0 ± 1,7, SV = 61,7%). Колония имеет площадь 0,5–1,0 га. Размещение гнезда в кроне определяется архитектурой дерева, условиями маскировки, временем начала генеративного периода, степенью трансформации ландшафта. Используется 20 пород деревьев (табл. 1, 2). В городах поселки гнездятся значительно выше. Определены 2 типа размещения гнезд. Строительство гнезда продолжается 2−5 дней. Вес готовых гнезд колеблется от 167 до 267 г (в среднем 265,2 г, n = 25). Кладка яиц происходит во второй декаде апреля. В полной кладке 5-6 яиц (5,2 ± 0,12, SV = 15,9%, n = 50). Насиживание продолжается в среднем 11,2 ± 0,05 суток. Масса птенцов появляется в начале мая. Птенцы покидают гнезда с конца первой декады мая. 10% птиц приступают ко второму гнезду. Продолжительность периода размножения 86 дней. 3 півдня межа ареалу розмноження Fieldfare просувається на південь. Вид має схильність до антропогенних ландшафтів. Розширення переходить від дуже трансформованих (міських) ландшафтів до мало трансформованих природних середовищ існування. Гніздяться в основному колоніями від 2 до 25 пар (у середньому 12,0 ± 1,7, СВ = 61,7%). Площа колонії 0,5-1,0 га. Розміщення гнізда в кроні визначається архітектонікою дерева, умовами маскування, часом початку генеративного періоду, ступенем перетворення ландшафту. Використовується 20 видів дерев (табл. 1, 2). У містах перелітні гніздяться значно вище. Визначено 2 типи розміщення гнізд. Будівництво гнізда триває 2–5 днів. Вага готових гнізд коливається від 167 до 267 г (в середньому 265,2 г, n = 25). Яйця відкладаються у другій декаді квітня. Повна кладка містить 5-6 яєць (5,2 ± 0,12, SV = 15,9%, n = 50). Насиджування триває в середньому 11,2 ± 0,05 днів. Маса пташенят виводиться на початку травня. Молодняк залишає гнізда з кінця першої декади травня. 10% птахів починають друге гніздування. Тривалість періоду розмноження становить 86 днів. South border of the Fieldfare's breeding range advances to the south. The species has a propensity for anthropogenous landscapes. The expansion goes from very transformed (urbanic) landscapes to little transformed natural habitats. Fieldfares nest mainly in colonies from 2 to 25 pairs (on average 12,0±1,7, SV = 61,7 %). A colony has the area 0,5−1,0 ha. Nest placing in crown is determined by the architectonics of a tree, masking conditions, times of the start of generative period, degree of landscape transformation. 20 tree species are used (Table 1, 2). In towns fieldfares nest significant higher. 2 types of nest placing are defined. Nest building continues 2−5 days. Weight of ready nests fluctuates from 167 to 267 g (on average is 265,2 g, n = 25). Eggs are laid in the second decade of April. Full clutch contains 5−6 eggs (5,2±0,12, SV = 15,9 %, n= 50). Brooding continues on average 11,2±0,05 days. Hatchlings mass appear early in May. Fledglings leave nests since the end of the first decade of May. 10 % of birds start second nesting. Duration of the breeding period is 86 days.
- ДокументЛИСТИ Н. Д. ПОЛОНСЬКОЇ-ВАСИЛЕНКО ДО О. Д. БАГАЛІЙ-ТАТАРИНОВОЇ(Вид-во "Майдан", 1998) Богдашина, О. М.; Верба, І. В.У статті вперше подані до публікації листи Н. Д. Полонської-Василенко до О. Д. Багалій-Татаринової зі збереженням лесксико-стилістичних та граматичних особливостей мови автора згідно з правописом 1930-х років. В статье впервые опубликованы письма Н. Д. Полонской-Василенко к О. Д. Багалей-Татариновой с сохранением лесксико-стилистических и грамматических особенностей языка автора согласно с правописанием 1930-х годов.
- ДокументІнформаційна технологія лексичної кваліметрії дидактичних засобів (на прикладі підручників англійської мови)(Інститут педагогіки і психології професійної освіти Академії педагогічних наук України ; вид-во AT “Бізнес–Інформ”, м. Харків, 1999) Прокопенко, А. І.Дисертацію присвячено новій педагогічні проблемі – прямій лексичній кваліметрії дидактичних засобів, що грунтується на інформаційній технології. Її вирішення включає завдання створення: інструментарію виділення тематичних лексичних одиниць; еталонних засобів – інформаційної бази дослідження; інструментарію власне вимірювання. Запропанована технологія теоретично обгрунтована для кваліметрії текстових джерел інформації з основних європейських мов – словенських, германських, романських. Створений комплекс засобів апробовано на прикладі найбільш поширених шкільних підручників англійської мови. Розроблено типологію дидактичних засобів. Диссертация посвящена новой педагогической проблеме – прямой лексической квалиметрии дидактических средств, основанной на информационной технологии. Ее решение включает задачи создания инструментария выделения тематических лексических единиц; эталонных средств – информационной базы измерения; инструментария собственно измерений. Предлагаемая технология теоретически обоснована для квалиметрии текстовых источников информации по основным европейским языкам: славянским, германским, романским. Созданный комплекс средств апробирован на примере наиболее распространенных школьных учебников английского языка. Разработана типология дидактических средств.Dissertation is devoted to a new problem of the pedagogy — direct lexical qualimetry of didactic means, what is based on die informational technology. This work consists of an introduction and 4 chapters.The first chapter tells about psychological and pedagogical researches, devoted to didactic means and their typology, problem of didactic means qualimetry. The second chapter tells about creating master means, i.e. the base of the direct lexical qualimetry of training texts, which are devoted for teaching colloquial English language. The third chapter deals with questions of criteria assessment of training texts. The fourth chapter tells about program realization of lexical qualimetry. While working on this research, there have been obtained the following results: 1. On the basis of pedagogical researches, devoted to didactic means and their typology, there has been shown, that existing typologies do not reflect the contemporary situation, which has turned to what we have now due to development and introduction of computer teaching aids. That is why there has been worked out a new typology of didactic means, where the research object has found an eidetic reflection. 2. There has been found the theoretical grounds for informational technology of the didactic means lexical qualimetry — text information sources in main Western European languages: Slavonic, Germanic, Romanic. This technology includes solving the problems of creating tooling for separating thematic lexical units, master means — informational database of the research, tooling for measuring itself. 3. There has been worked out and tested a complex of the direct lexical qualimetry means for school textbooks of the English language. This complex includes algorithm and program for separating the direct speech from the literature works making a sublanguage, which is close to the colloquial language as much as possible; algorithm and program for transforming English word forms into canonical ones; method, algorithm and program for the automatic word creation analysis for determining derivatives in English and Ukrainian languages; master means — informational 16 database of measurement, which includes telescopic vocabularies of colloquial language with 26 500 units for free knowledge, with 9 000 units for the higher classical education, with 3 000 units for secondary education with lexicographical and frequency ranking; method, algorithm and program for determining such lexical characteristics of a text as frequency and value of used words, common assessment of frequency and value of words; method, algorithm and program for quantity assessment of informational capacity of the training text. 4. There have been worked out master means (telescopic vocabularies of colloquial language words), which are of great interest outstepping this research. 5. The worked out methods, algorithms and programs is of self-supporting importance and can be used in various tasks of computer processing the NL-texts. Key words: professional pedagogy, education qualimetry, didactic means, lexical qualimetry of didactic means, information technologies.
- ДокументЛИСТИ Н. Д. ПОЛОНСЬКОЇ-ВАСИЛЕНКО ДО О. Д. БАГАЛІЙ-ТАТАРИНОВОЇ(Ін-т укр. археографії та джерелознавства імені М. С. Грушевського НАН України, 1999) Богдашина, О. М.; Верба, І. В.У статті вперше подані до публікації листи Н. Д. Полонської-Василенко до О. Д. Багалій-Татаринової зі збереженням лесксико-стилістичних та граматичних особливостей мови автора згідно з правописом 1930-х років. В статье впервые опубликованы письма Н. Д. Полонской-Василенко к О. Д. Багалей- Татариновой с сохранением лесксико-стилистических и грамматических особенностей языка автора согласно с правописанием 1930-х годов.
- ДокументТрудовий потенціал Харківщини(Інститут економіки НАН України, 2000) Муромцева, Ю. І.Подано характеристику трудового потенціалу Харківського регіону в 1989 - 1998 рр. у порівнянні з життєвим потенціалом, проаналізовано чинники його формування. За допомогою статистичніих методів і методів потенційної демографії проаналізовано зрушення у демографічній та соціально-економічній компонентах трудового потенціалу населення. Дана характеристика трудового потенциала Харьковского региона в 1989 - 1998 гг. В сравнении с жизненным потенциалом, проанализированы факторы его формирования. С помощью статистичниих методов и методов потенциальной демографии проанализированы сдвиги в демографической и социально-экономической компонентах трудового потенциала населения. The article deals with analysis of the labour potential of Kharkiv region in 1989 - 1998 in comparison with demographic potential and formation of the factors of labour potential. Changes of demographic and social-economic component of labour potential of population are analysed by statistical methods and methods of potential demography.
- ДокументПогляди Я. А. Мамонтова на проблему вибору педагогічної професії(Житомирський державний університет імені Івана Франка, 2000) Соколова, А. В.Зроблено спробу окреслити погляди українського педагога 20-30-х років ХХ століття Я.А.Мамонтова на проблему вибору професії вчителя. Проаналізовано головні складники професії: покликання, інтуїцію, здатність до творчості. There has been made an attempt to outline the outlook of an Ukrainian teacher of the 20-30ies of the XXth century on the problem of the choice of a teacher's profession. The main features of this profession have been analysed, i.e. calling, intuition, capacity towards creativity.
- ДокументМузична освіта студентів педагогічних навчальних закладів України (1917-1933 рр.)(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, 2000-11-13) Кузьмічова, В. А.У дисертації досліджується динаміка становлення та розвитку ідей, змісту, форм і методів теорії та практики музичної освіти студентів педагогічних навчальних закладів України (1917-1933 рр.). Розкрито провідні етапи розвитку ідей музичної освіти (кінець ХІХ – початок ХХ ст., 1917-1925, 1926-1933 рр.), визначено головні складові її змісту: теоретичні, музичні і загальнопедагогічні знання, спеціально-методичні знання, уміння й навички, формування педагогічної майстерності. Виявлено традиційні та визначено нові форми і методи практичної навчально-виховної діяльності майбутніх музичних працівників різного профілю, проаналізовано особливості проведення педагогічної практики студентів у музичних класах, студіях, лабораторіях і в установах соціального виховання. Виявлено тенденції та накреслено шляхи подальшого використання набутого досвіду в сучасній національній системі освіти й виховання молоді. В диссертации впервые в систематизированном виде представлены теоретические идеи и опыт практической учебно-воспитательной работы в области музыкального образования студентов педагогических учебных заведений Украины (1917-1933 гг.). В работе рассмотрены истоки музыкального образования, определены главные этапы становления и развития идей музыкального образования студентов различных типов высших музыкально-педагогических учреждений Украины исследуемых лет (конец XIX-начала ХХ ст.; 1917-1925, 1926-1933 гг.). Проанализировано содержание образования будущих учителей музыки и пения, музыкальных воспитателей, руководителей детских музыкальных студий, кружков, оркестров духовых и народных инструментов, хоровых коллективов. Раскрыты основные компоненты содержания образования студентов: теоретические музыкальные и общепедагогические знания; специально-методические знания, умения и навыки; формирование педагогического мастерства музыкальных работников в процессе педагогической практики в учреждениях социального воспитания различного типа. Охарактеризованы выявленные в исследовании традиционные и новые формы и методы музыкального образования студентов высших педагогических учебных заведений Харьковской, Одесской и Киевской областей Украины. Рассмотрены особенности проведения педагогической практики музыкальных работников различного профиля. В исследовании выявлены традиционные и новые формы и методы практической учебно-воспитательной деятельности студентов музыкально-педагогических заведений. Среди традиционных форм наиболее распространенными были: лекционно-семинарские, индивидуальные и групповые занятия, студенческие хоры, оркестры, ансамбли участие студентов в работе детских и взрослых музыкально-педагогических коллективов при клубах, школах, сельских домах, хатах-читальнях. К традиционным методам относились: индивидуальный подход, дозирование музыкальных упражнений и постепенное усложнение произведений, самостоятельное прорабатывание студентами научно-педагогической и научно-методической литературы, прослушивание и анализ музыкальных произведений, реферативный, экскурсионный и дискуссионный методы. Новаторскими формами и методами работы, выявленными в исследовании, были занятия по музыке и пению малыми группами в учебное и внеучебное время, экзамены и зачеты в форме открытых академических концертов, отчетные письменные работы из дисциплин музыкально-педагогического цикла, экспериментальная проверка под руководством педагога способов работы с детскими музыкальными коллективами в образовательных учреждениях при заведениях (трудшколах-семилетках, детских клубах, садах, домах). Формирование педагогического мастерства студентов происходило в процессе пассивной педагогической практики на младших и активной на старших курсах педагогических учебных заведений. Обе практики проводились в музыкальных классах, студиях и лабораториях при учебных заведениях, а также образовательных учреждениях разных типов. Срок практики определялся в учебном плане каждого заведения. После окончания учебного заведения для подтверждения педагогической квалификации выпускники проходили одногодичную или двухгодичную стажировку. В исследовании раскрыт вклад выдающихся деятелей в области музыкального образования педагогов, композиторов, основателей высшей национальной музыкально-педагогической школы Украины В.И.Верховинца, С.П.Дримцова. Ф.Е.Козицкого, Н.Д.Леонтовича, П.К.Луценко, К.К.Пигрова, Я.Я.Полферова, К.Г.Стеценко, П.С.Столярского, И.М.Хоткевича, Б.С.Яворского. Определены пути исследования накопленных теоретических идей и опыта возрождения национального образования в Украине. The dynamics of the formation and development of the content, form and method ideas in Ukrainian Pedagogical Institutions student musical education theory and practice (1917 – 1933) is under research. The main stages in the development of music education ideas are revealed (the end of the XIXth – the beginning of the XXth century; 1917 – 1925; 1926 – 1933). The main components of music education content are defined: theoretical music and general education knowledge, special methodical knowledge , skills and habits, pedagogical mastery skill training. Traditional and new methods and techniques of future music worker practical teaching activities are detected, student teaching practice peculiarities in music classes, studios, laboratories and social education establishments are analyzed. The tendencies and possibilities of historical experience further usage in the modern national education system are examined and formulated.
- ДокументФункції соціального управління освітою(Харків. держ. пед. ун-т імені Г. С. Сковороди, 2001) Прокопенко, А. І.У статті розглянуті окремі напрямки діяльності, що забезпечують необхідне функціонування системи соціального управління освітою, основні функції системи управління: регулювання, оптимізація, адаптація, перехід з одного режиму на інший і т.д., які обумовлюються особливостями функціонування об'єкта будь-якої фізичної природи. Докладно розглянуті процеси соціального управління. В статье рассмотрены отдельные направления деятельности, обеспечивающие необходимое функционирование системы социального управления образованием, основные функции системы управления: регулирование, оптимизация, адаптация, переход с одного режима на другой и т.д., которые обусловливаются особенностями функционирования объекта любой физической природы. Подробно рассмотрены процессы социального управления.The article discusses certain areas of activity that provide the necessary functioning of the system of social management of education, the main functions of the management system: regulation, optimization, adaptation, transition from one mode to another, etc., which are determined by the features of the functioning of an object of any physical nature. The processes of social management are examined in detail.
- ДокументСутнісні характеристики соціального управління(Харківський національний університет радіоелектроніки, видавець AT «Бізнес Інформ», 2001) Прокопенко, А. І.Сутнісні характеристики соціального управління розглянуто на прикладах функціонування системи освіти. Система соціального управління виступає в якості складової частини суспільства. У процесі управління удосконалюються відносини між суб'єктом і об'єктом, урізноманітнюються форми діяльності та відповідні їм методи, засоби і способи. Зміст управління полягає у визначенні та описі критеріїв оптимальності і обмежень. Особливості управління - полягають в необхідності враховувати інтереси, потреби, можливості людей в різних сферах суспільної діяльності. Система соціального управління повинна володіти якостями самодіяльності, самоорганізації, саморозвитку, а суспільство в цілому - якісно самодостатньо. Характеристики социального управления рассмотрены на примерах функционирования системы образования. Система социального управления выступает в качестве составной части общества. В процессе управления совершенствуются отношения между субъектом и объектом, разнообразятся формы деятельности и соответствующие им методы, средства и способы. Содержание управления заключается в определении и описании критериев оптимальности и ограничений. Особенности управления - заключаются в необходимости учитывать интересы, потребности, возможности людей в разных сферах общественной деятельности. Система социального управления должна владеть качествами самодеятельности, самоорганизации, саморазвития, а общество в целом – качественно самодостаточно. The characteristics of social management are considered on examples of the functioning of the education system. The system of social management acts as an integral part of society. In the management process, relations between the subject and the object are improved, the forms of activity and the corresponding methods, means and methods are diversified. The content of management consists in defining and describing criteria for optimality and limitations. Management features - are the need to take into account the interests, needs, capabilities of people in different spheres of social activity. The social management system must possess the qualities of amateur, self-organization, self-development, and society as a whole is qualitatively self-sufficient.
- ДокументПро розвиток технології критичного мислення(Інститут управління суспільними змінами, 2001) Олійник, Т. О.Розглянуто питання розвитку та впровадження технологій критичного мислення (ТКМ). Рассмотрены вопросы развития и внедрения технологий критического мышления (ТКМ). The issues of development and implementation of critical thinking technologies (TCM) are considered.
- ДокументФормування естетичної культури особистості в науково-педагогічній та творчій спадщині Я. А. Мамонтова(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, 2001-10-11) Соколова, А. В.У дисертації вперше виявлено і проаналізовано основні етапи формування естетичної культури особистості в науково-педагогічній та творчій спадщині Я.А.Мамонтова, визначено поняття естетичної культури, обґрунтовано її зміст та головні складові, розкрито вплив на різні сфери життєдіяльності людини. У процесі наукового дослідження узагальнено досвід практичної роботи педагога-митця в навчальних закладах та мистецьких колективах Харкова у 20-30-ті рр. ХХст., висвітлено традиційні й новаторські методи та специфічні засоби розвитку естетичної культури, що сприяли вихованню цілісної естетично розвиненої особистості, виявлено провідні тенденції розвитку естетичної культури особистості в спадщині Я.А.Мамонтова та перспективи творчого використання досвіду педагога-митця в умовах відродження національної освіти України.В работе впервые систематизировано научно-педагогическое и творческое наследие Я.А.Мамонтова по проблеме формирования эстетической культуры личности. На основе изучения архивных источников, трудов Я.А.Мамонтова, историко-педагогической, современной научной и учебно-методической литературы показано, что эстетико-педагогическое наследие Я.А.Мамонтова представляет собой прогрессивное по своей сущности и воспитательное по содержанию социально-педагогическое явление, в котором органически сочетались педагогическая, искусствоведческая, теоретико-практическая и литературно-драматургическая деятельности, направленные на формирование эстетической культуры личности.В диссертации изучены теоретические подходы к эстетическому воспитанию молодежи в отечественной педагогике исследуемого периода, выявлены и проанализированы основные этапы становления и развития теоретических идей и практической деятельности Я.А.Мамонтова по формированию эстетической культуры личности: 1899-1919 гг., 1920-1929 гг., 1930-1940 гг.. В ходе научного поиска установлено, что Я.А.Мамонтов был одним из первых украинских педагогов-исследователей, который в научно-методическом труде “Сучасні проблеми педагогічної творчості. Ч.1. Педагог як митець” /1922/ определил сущность понятия эстетической культуры и обосновавл ее главные компоненты – эстетическое созерцание и художественное творчество. Эстетическую культуру педагог рассматривал как сложное качество целостной личности, направленное на гармонизацию всех сторон жизнедеятельности человека и его взаимоотношений с окружающей действительностью. Под эстетическим созерцанием (пассивной формой эстетической культуры) он понимал продукт культурно-исторического развития человека, который проявляется в умении видеть, наблюдать и понимать красоту, добро и истину в природе, искусстве и окружающей действительности. К художественному творчеству (активной форме эстетической культуры) педагог относил как творчество в определенной области искусства, так и активное привнесение эстетических элементов в разнообразную жизнедеятельность личности, что способствовало, на его взгляд, эстетическому самоусовершенствованию и духовному развитию человека. Я.А.Мамонтов также выделил низкий, средний и высокий ступени формирования эстетической культуры личности, раскрыл ее влияние на индивидуальную, социальную, моральную и религиозную сферы жизнедеятельности человека.Установлено, что 20-30-е годы были периодом активной практической деятельности Я.А.Мамонтова, в ходе которой он преподавал на Высших педагогических курсах им.Г.С.Сковороды, в Харьковских ИНО, Муздраме и КИЖе. Он разрабатывал и внедрял в педагогический процесс учебные программы курсов “Основы эстетического воспитания”, “Современные педагогические течения”, “Драматургия”, читал лекции, проводил практические занятия, направленные на формирование эстетической культуры молодежи. Большое место в его педагогической деятельности этого периода занимала учебно-воспитательная и творческая работа в литературно-драматической студии сковородиновских курсов и Украинской государственной театре-студии.Среди методов формирования эстетической культуры, которые Я.А.Мамонтов разрабатывал и использовал на практике были традиционные – художественная самодеятельность, теоретическое и практическое обучение искусству и новаторские – создание художественного окружения, художественно-дидактический метод. Целесообразность внедрения данных методов в педагогический процесс он обосновывал их общим и, вместе с тем, индивидуальным характером, учетом возрастных, психологических особенностей и способностей студентов и учащихся. Преподавание в творческих коллективах Харькова привело Я.А.Мамонтова к поиску специфических средств формирования эстетической культуры, таких как мимодраматические и пантомимические упражнения и импровизации, выработка у будущих режиссеров и актеров знаний и умений проникновения в духовный и эмоциональный замысел автора пьесы с целью его воплощения в собственной постановке, наблюдение за работой режиссера и актеров с последующим обсуждением, инсценизация рассказов выдающихся писателей, постановка пьес и их фрагментов в рабочих клубах, учебных заведениях и школах, встречи с прогрессивными деятелями культуры и искусства. В исследовании выделены тенденции развития теоретических идей и практического опыта Я.А.Мамонтова по формированию эстетической культуры личности и рассмотрены перспективы их творческого использования в современных условиях.The main stages of the personality aesthetic culture formation in the scientific pedagogical and creative legacy of Ya.A.Mamontov are revealed and analysed. The term “aesthetic culture” is defined, its content and main components are substantiated, its influence on different spheres of person's life is elaborated.The research promoted generalization of the educator-artist's practical experience in Kharkiv educational establishments and in his work with art groups in the 20-30-es of XXth century. Traditional and innovated methods and specific means of aesthetic culture development wich contributed to the education of an integral aesthetically developed personality are highlighted, main tendencies in the personality aesthetic culture formation in the Ya.A.Mamontov's legacy and the perspectives of creative usage of the educator's experience in the conditions of Ukraine's national education revival are revealed.
- ДокументПоняття педагогічної системи як результат розвитку системного педагогічного мислення(Харківська державна академія дизайну і мистецтв (ХДАДМ), 2002) Прокопенко, А. І.Розглянуто поняття педагогічної системи, розкрито її сутність, виявлено багаторівневу структуру компонентів системи. Рассмотрено понятие педагогической системы, раскрыта ее сущность, выявлена многоуровневая структура компонентов системы. The concept of pedagogical system is considered, its essence is opened, the multilevel structure of components of system is revealed.
- ДокументМетодологічні засади системного педагогічного мислення(Харківська державна академія культури (ХДАК), 2002) Прокопенко, А. І.В статті аналізуються проблеми розвитку методології педагогіки. Особлива увага приділяється систематизації педагогічних понять і аналізу розвитку педагогічних законів, як основи формування системного педагогічного мислення.В статье анализируются проблемы развития методологии педагогики. Особое внимание уделяется систематизации педагогических понятий и анализа развития педагогических законов, как основы формирования системного педагогического мышления. The article analyzes the problems of the development of pedagogy methodology. Particular attention is paid to the systematization of pedagogical concepts and analysis of the development of pedagogical laws as the basis for the formation of systemic pedagogical thinking.
- ДокументТеоретичні основи виховання і навчання(Харківський державний педагогічний університет імені Г. С. Сковороди, ОВС, 2002) Лозова, В. І.; Троцко, Г. В.У посібнику викладені основні положення теорії виховання й дидактики цього курсу на основі сучасних освітніх технологій. Зміст навчально-виховного процесу аналізується з урахуванням змін, які відбуваються в системі громадських відносин, свідомості особистості. The manual outlines the basic provisions of the theory of education and didactics of this course based on modern educational technologies. The content of the educational process is analyzed taking into account the changes that occur in the system of public relations, the consciousness of the individual.
- ДокументПерспективне управління в системі вищої освіти(Харківська державна академія дизайну і мистецтв (ХДАДМ), 2002) Прокопенко, А. І.У статті проаналізована раль перспективного управління в системі вищої освіти. Розкриті стратегічні й тактичні основи перспективного управління. Показано, що для здійснення перспективного управління в педагогічній системі необхідна перебудова системастворюючих компонентів - методів і форм спільної діяльності викладачів і студентів. При цьому необхідною є перебудова інших компонентів:цілей, принципів, місту. Розробка моделей навчального матеріалу дисциплін дозволяє використовувати їх у процесі перспективного управління процесам навчання у вищій шкалі. В статье проанализирована роль перспективного управления в системе высшего образования. Раскрыты стратегические и тактические основы перспективного управления. Показано , что для осуществления перспективного управления в педагогической системе необходима перестройка системообразующих компонентов – методов и форм совместной деятельности преподавателей и студентов. При этом необходимо перестроить другие компоненты - цели, принципы, содержание. Разработка моделей учебного материала дисциплин позволит использовать их в процессе перспективного управления процессом обучения в высшей шкале. In paper the role of perspective management in a system o f higher education is analysed. The strategic and tactical fundamentalses of perspective management are opened. Is shown, that the rearrangement backbone o f components - methods and forms of share activity of the teachers and students is necessary for exercise o f perspective management in a pedagogical system. Thus it is necessary to rebuild other components - purpose, principles, contents. The development o f models o f an educational stuff o f disciplines will allow to use them during perspective management o f process o f learning in a higher school.
- ДокументTendencies in higher education development in Ukraine as an indicator of the state of the society and the prospects of its development(ХДПУ імені Г. С. Сковороди, ТОВ «ОВС», 2002) Yevdokymov, V. I.; Prokonenko, А. І.The article discusses the main trends in the development of higher education: In modern conditions, higher education is acquiring social significance, being the only means of training specialists who are able to solve modern problems. Education is considered as the main function of the state. У статті розглянуті основні тенденції розвитку вищої освіти: В сучасних умовах вища освіта набуває соціальну значимість, будучи єдиним засобом підготовки фахівців, здатних вирішувати сучасні проблеми. Освіта розглядається, як основна функція держави.В статье рассмотрены основные тенденции развития высшего образования: В современных условиях высшее образование приобретает социальную значимость, являясь единственным средством подготовки специалистов, способных решать современные проблемы. Образование рассматривается, как основная функция государства.
- ДокументРеалізація взаємозв’язку соціального і педагогічного управління в педагогічній системі закладу освіти(Харківська державна академія дизайну і мистецтв (ХДАДМ), 2002) Прокопенко, А. І.Обґрунтовано взаємозв’язок педагогічного і соціального управління в педагогічній системі освітнього закладу. Розкрито перспективний характер засобів управління. Показано, що принципи природовідповідності, гуманізації, демократизації є тією ланкою, яка реалізує взаємозв’язок видів управління в педагогічній системі.Обоснована взаимосвязь педагогического. и социального управления в педагогической системе образовательного учреждения. Раскрыт перспективный характер средств управления. Показано, что принципы природосообразности, гуманизации, демократизации - это то звено, которое реализует взаимосвязь видов управления в педагогической системе.The correlation of pedagogical and social management in a pedagogical system of educational establishment Is justified. The perspective character of control facilities is opened. Is shmvn, that principles of connatural conformity, humanization, democratization Is that part, which will realize correlation of aspects of management in a pedagogical system.
- ДокументОбґрунтування методології управління соціальними системами як спосіб розвитку критичного мислення(ХДПУ імені Г. С. Сковороди, вид. «ОВС» ТОВ, 2002) Прокопенко, А. І.У статі розглянута теорія управління соціальними системами, яка ґрунтується на загальній теорії управління об’єктами будь-якої фізичної природи. Фундаментальними поняттями теорії управління виступає система управління, етапи процесу управління, функції управління — регулювання, адаптація, оптимізація. Ефективність процесу управління суттєво залежить від моделі об’єкта управління, що дозволяє передбачити функціонування системи у різних обставинах. Виконання вказаних і багатьох інших розумових дій сприяє розвитку критичного мислення. В статье рассмотрена теория управления социальными системами, основанная на общей теории управления объектами любой физической природы. Фундаментальными понятиями теории управления выступает система управления, этапы процесса управления, функции управления - регулирования, адаптация, оптимизация. Эффективность процесса управления существенно зависит от модели объекта управления, позволяет предположить функционирования системы в различных обстоятельствах. Выполнение указанных и многих других умственных действий способствует развитию критического мышления. The article considers the theory of management of social systems, which is based on the general theory of management of objects of any physical nature. The fundamental concepts of control theory are the control system, the stages of the control process, the control and regulation functions, adaptation, optimization. The effectiveness of the control process substantially depends on the model of the control object, which suggests the functioning of the system in various circumstances. The implementation of these and many other mental actions contributes to the development of critical thinking.
- ДокументТехнологія перспективного управління процесом навчання(Народна українська академія (НУА), м. Харків, 2002-02-01) Дмитренко, Т. О.; Прокопенко, А. І.В статті порушено тему технології перспективного управління процесом навчання, розглянуто діалектичний метод як сукупність основних регулятивів і принципів пізнання систем, що знаходяться в стані постійного змінення, розвитку. В статье затронута тема технологии перспективного управления процессом обучения, рассмотрен диалектический метод как совокупность основных регулятивов и принципов познания систем, находящихся в состоянии постоянного изменения, развития. The article touches upon the topic of technology of perspective management of the learning process, discusses the dialectical method as a set of basic regulatives and principles of cognition of systems that are in a state of constant change and development.