Кафедра психології
Постійний URI для цієї колекції
Перегляд
Перегляд Кафедра психології за Дата випуску
Зараз показано 1 - 20 з 228
Результатів на сторінку
Параметри сортування
- ДокументШкільні страхи: Види, умови прояву та шляхи подолання(Харків. нац. пед. ун-т імені Г. С. Сковороди, 2012) Кузнєцов, М. А.; Бабарикіна, І. В.У монографії розкривається психолого-педагогічний аспект проблеми переживання страхів школярами в умовах навчальної діяльності. Розглянуті вікова динаміка, структура та види шкільних страхів. Наводяться результати апробації корекційно-розвивальної програми, спрямованої на подолання шкільних страхів у молодших школярів і підлітків. В монографии раскрывается психолого-педагогический аспект проблемы переживания страхов школьниками в условиях учебной деятельности. Рассмотрены возрастная динамика, структура и виды школьных страхов. Приводятся результаты апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление школьных страхов у младших школьников и подростков. The monograph defines the psychological and pedagogical aspect of the problem of experiencing fears by school students in terms of educational activities. Age dynamics, structure and types of school fears are considered. Results of approbation of the developmental and corrective program aimed at school fears coping by younger schoolchildren and teenagers are presented.
- ДокументПсихологія уяви(Харків. нац. пед. ун-т імені Г. С. Сковороди, 2013) Кузнєцов, М. А.; Заїка, Є. В.У посібнику розглянуті сутність, основні закономірності, способи й види уяви, її індивідуальні особливості, роль у житті й творчості. Докладно описані ігри й вправи з розвитку уяви у дітей. Для студентів, аспірантів, практичних психологів, педагогів і батьків. В пособии рассмотрены сущность, основные закономерности, способы и виды воображения, его индивидуальные особенности. Подробно описаны игры и упражнения для развития воображения у детей. Для студентов, аспирантов, практических психологов, педагогов и родителей. The essence, the basic patterns, ways and types of imagination, its individual features, role in life and creativity are considered in the manual. Children's imagination development games and exercises are described in detail. For students, post-graduate students, practicing psychologists, pedagogues and parents.
- ДокументТеоретичні аспекти проблеми психічногого здоров'я особистості(Рівненський державний гуманітарний університет (РДГУ), 2015) Лисенко, Л. М.У статті розглядаються основні підходи до вивчення психологічних аспектів здоров’я, особливостей формування ставлення до здоров’я на різних вікових етапах життя людини. Розкривається сутність поняття психічне здоров’я та визначаються основні критерії. Перспективу подальшого дослідження складають проблеми психічного здоров’я, діагностика ставлення до здоров’я в онтогенезі. В статье рассматриваются основные подходы к изучению психологических аспектов здоровья, особенностей формирования отношения к здоровью на разных возрастных этапах жизни человека. Раскрывается сущность понятия психическое здоровье и определяются основные критерии. Перспективу дальнейшего исследования составляют проблемы психического здоровья, диагностика отношения к здоровью в онтогенезе. The article considers the main approaches to the study of psychological aspects of health, the peculiarities of the formation of attitudes to health at different age stages of human life. The essence of the concept of mental health is revealed and the main criteria are determined. The prospect of further research consists of problems of mental health, diagnostics of attitudes to health in ontogenesis.
- ДокументПсихічні стани студентів у процесі навчально-пізнавальної діяльності(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, вид-во "Діса плюс", 2015) Кузнєцов, М. А.; Фоменко, К. І.; Кузнецов, О. І.У монографії розкривається психолого-педагогічний аспект проблеми особистісних чинників, що визначають динаміку психічних станів у процесі навчально-пізнавальної діяльності у студентів, що характеризуються різними рівнями успішності. Вивчено внесок особистісних, ситуаційних і діяльнісних чинників у актуалізацію, підтримання та динаміку основних функціональних систем психічних станів успішних і неуспішних студентів на семінарі, лекції та в умовах навчальної роботи вдома. Пропонується коригувально-розвиваюча програма, спрямована на вдосконалення психологічних механізмів саморегуляції психічних станів, що виникають у студентів у процесі навчально-пізнавальної діяльності. В монографии раскрывается психолого-педагогический аспект проблемы личностных факторов, определяющих динамику психических состояний в процессе учебно-познавательной деятельности у студентов с разными уровнями успеваемости. Исследован вклад личностных, ситуационных и деятельностных факторов в актуализацию, поддержание и динамику основных функциональных систем психических состояний успевающих и слабоуспевающих студентов на семинарах, лекциях и в процессе учебной работы в домашних условиях. Предлагается коррекционно-развивающая программа, предназначенная для усовершенствования психологических механизмов саморегуляции психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебно-познавательной деятельности. The monograph defines the psychological and pedagogical aspect of the problem of personal factors that determine the dynamics of mental states in the process of educational and cognitive activity of students, characterized by different levels of success. The contribution of personal, situational and activity factors to actualization, maintenance and dynamics of the basic functional systems of mental states of successful and unsuccessful students at a seminar, lecture and in the conditions of study at home is studied. Corrective and developmental program aimed at improving the psychological mechanisms of self-regulation of mental states that arise in students in the process of educational and cognitive activity is proposed.
- ДокументTHE SPIRITUAL INTELLIGENCE AS AN INTEGRATING FACTOR OF HUMAN CONSCIOUSNESS(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Golovina, O.Yu.The article discusses the concept of "spiritual intelligence". It shows domestic and foreign approaches to spirituality and spiritual intelligence of a person. Spirituality is expressed in a person (and) as acts in the affective states and spiritual experiences that reflect its values and meanings, realized in the form of spiritual abilities and spiritual intelligence. In psychology spirituality seen in the unity of the moral, mental and transcendental components. Spiritual abilities are related to self-knowledge, self-control, self-control and self-improvement as the ability to use their inner experience to self-development. У статті розглядається поняття «духовний інтелект». Розглянуті вітчизняні та зарубіжні підходи до духовності і духовного інтелекту людини. Духовність особистості виражається у вигляді діянь на тлі афективних станів і духовних переживань, що відображають цінності і смисли людини, та реалізуються у вигляді духовних здібностей і духовного інтелекту. Психологія розглядає духовність в єдності моральних, розумових і трансцендентних елементів. Духовні здібності пов'язані із самопізнанням, самоконтролем, саморегуляцією та самовдосконаленням як можливість використовувати свій внутрішній досвід задля саморозвитку. В статье рассматривается понятие «духовный интеллект». Рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к духовности и духовного интеллекта человека. Духовность личности выражается в виде действий на фоне аффективных состояний и духовных переживаний, отражающие ценности и смыслы человека, и реализуются в виде духовных способностей и духовного интеллекта. Психология рассматривает духовность в единстве нравственных, умственных и трансцендентных элементов. Духовные способности связаны с самопознанием, самоконтролем, саморегуляцией и самосовершенствованием как возможность использовать свой внутренний опыт для саморазвития.
- ДокументМАКІЯЖ ЯК ФАКТОР ПРИВАБЛИВОСТІ ОБЛИЧЧЯ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Верещинська, Я. В.У статті подано аналіз макіяжу як фактору привабливості. Доведено, що макіяж виступає позитивним фактором в оцінці привабливості жіночого обличчя. Показано, що світлий колір волосся та молодий вік та макіяж мають позитивний вплив на оцінку привабливості жіночого обличчя. У зрілому віці макіяж відіграє ключову роль в оцінці привабливості обличчя. Доведено, що такі варіанти макіяжу, де акцент робиться на очах чи губах, в однаковій мірі позитивно впливають на оцінку привабливості обличчя. В статье представлен анализ макияжа как фактора привлекательности. Доказано, что макияж выступает позитивным фактором в оценке привлекательности женского лица. Показано, что светлый цвет волос и молодой возраст и макияж оказывают положительное влияние на оценку привлекательности женского лица. В зрелом возрасте макияж играет ключевую роль в оценке привлекательности лица. Доказано, что такие варианты макияжа, где акцент делается на глазах или губах, в равной степени положительно влияют на оценку привлекательности лица. The article presents an analysis of make-up as a factor of attractiveness. It is proved that make-up is a positive factor in the assessment of the attractiveness of a woman's face. It is shown that the light color of hair and make-up of a young age women have a positive impact on the assessment of the attractiveness of their face. In adult-hood, makeup plays a key role in the evaluation of facial attractiveness. It is proved that such options of make-up as the focus is on the eyes or lips, is equally positive effect on the evaluation of facial attractiveness.
- ДокументОСОБЛИВОСТІ РОЗВИТКУ ЗАГАЛЬНОГО ІНТЕЛЕКТУ У СТУДЕНТІВ-БІЛІНГВІВ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Бурейко, Н. О.У статті представлено теоретико-методологічні та експериментальні розробки наукових психологічних досліджень особливостей розвитку загального інтелекту. Проведений порівняльний аналіз та узагальнено особливості досліджень загального інтелекту білінгвів у психолінгвістичних підходах. Представлені результати дослідження особливостей розвитку загального інтелекту у студентів-білінгвів з різним типом білінгвізму. Визначено місце та особливості зв’язку між типом білінгвізму та рівнем розумових здібностей досліджуваних білінгвів. Доведено, що тип білінгвізму у студентів-білінгвів не впливає на рівень розвитку загального інтелекту. Показано, що розвиток загального інтелекту не має значущих відмінностей серед студентів-білінгвів мовних та немовних спеціальностей. В статье представлены теоретико-методологические и экспериментальные разработки научных психологических исследований особенностей развития общего интеллекта. Проведенный сравнительный анализ и обобщены особенности исследований общего интеллекта билингвов в психолингвистических подходах. Представлены результаты исследования особенностей развития общего интеллекта у студентов-билингвов с разным типом билингвизма. Определено место и особенности связи между типом билингвизма и уровнем умственных способностей исследуемых билингвов . Доказано, что тип билингвизма у студентов-билингвов не влияет на уровень развития общего интеллекта. Показано, что развитие общего интеллекта не имеет значимых различий среди студентов-билингвов языковых и неязыковых специальностей. The article presents theoretical, methodological and experimental developments of scientific and psychological research of features of general intelligence development. The comparative analysis is conducted and features of bilinguals’ general intelligence research in psycholinguistic approaches are generalized. The results of the research of features of general intelligence development among bilingual students with different types of bilingualism are presented. The place and features of connections between bi-lingual types and the level of intellectual abilities of bilinguals under research are deter-mined. The type of bilingualism among bilingual students does not influence general intelligence development. It is shown that general intelligence development of bilingual students of linguistic and non-linguistic specialties doesn’t differ considerably.
- ДокументМОДАЛЬНО-СПЕЦИФІЧНА ПАМ’ЯТЬ ЯК ЧИННИК УСПІШНОСТІ НАВЧАННЯ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Хомуленко, Т. Б.; Бужинська, С. М.Стаття містить теоретичне обґрунтування модально-специфічної пам’яті як чиннику розумового розвитку дитини. Охарактеризовано комплекс методів дослідження та дизайн психолого-педагогічного експерименту. Встановлено, що окремі модально-специфічні форми пам’яті мають зв’язок із словесно-логічною пам’яттю та з успішністю засвоєння навчальних програм молодшими школярами. Доведений вплив модально-специфічної пам’яті на навчальну успішність молодших школярів. Статья содержит теоретическое обоснование модально-специфической памяти как фактора умственного развития ребенка. Охарактеризован комплекс методов исследования и дизайн психолого-педагогического эксперимента. Установлено, что отдельные модально-специфические формы памяти имеют связь с словесно-логической памятью и с успеваемостью усвоения учебных программ младшими школьниками. Доказано влияние модально-специфической памяти на учебную успеваемость младших школьников. The article contains theoretical substantiation of modal and specific memory as a factor of the child’s mental development .The complex methods of research and the design of psychological-pedagogical experiment were characterized. It is established that the individual modal and specific forms of memory have a connection with verbal and logical memory and the success in mastering the curriculum by primary school pupils. The influence of the modal and specific memory on the academic performance of primary schoolchildren was proved.
- ДокументОСНОВНІ ПІДХОДИ ДО АНАЛІЗУ ЗАКОНОМІРНОСТЕЙ ЕМОЦІЙНО-ВОЛЬОВОЇ РЕГУЛЯЦІЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЛЮДИНИ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Полілуєва, І. В.У статті представлений теоретичний аналіз закономірностей емоційно-вольової регуляції діяльності людини. Розкрито поєднання сильної волі з певним рівнем емоційності, а також вміння особистості організувати свою психічну діяльність і спрямувати її. Показаний взаємозв’язок емоційних і вольових аспектів регуляції діяльності людини. Виявлено властивість особистості, від якої залежить дієвість мислення, почуття та активність здійснюваних практичних дій і вчинків. В статье представлен теоретический анализ закономерностей эмоционально-волевой регуляции деятельности человека. Раскрыто сочетание сильной воли с определенным уровнем эмоциональности, а также умение личности организовывать свою психическую деятельность и направлять её. Показана взаимосвязь эмоциональных и волевых качеств регуляции деятельности человека. Выявлено свойство личности, от которого зависит действенность мышления, чувства и активность осуществляемых практических действий и поступков. The article presents a theoretical analysis of patterns of emotionally-volitional regulation of human activities. Reveals a combination of strong will with a certain level of emotion and personality skills to organize their mental activity and send it. Relationship emotional and volitional aspects of the regulation of human activities. Found property of the individual, which determines the efficacy of thinking, feeling and activity undertaken practical actions and deeds.
- ДокументГУБРИСТИЧНА МОТИВАЦІЯ ОПТИМІСТІВ ТА ПЕСИМІСТІВ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Фоменко, К. І.; Кузнєцова, М. М.У статті подано аналіз понять атрибутивний стиль та губристична мотивація особистості, представлено їх зв'язок. Описано наукові підходи до вивчення атрибутивного стилю особистості, охарактеризовано його параметри. Доведено, що прагнення до переваги у більшій мірі має позитивні зв'язки з параметрами оптимістичного атрибутивного стилю – стабільністю, глобальністю та контролю успіху. Показано, що прагнення до досконалості у більшій мірі пов’язане з контролем невдачі. В статье представлены анализ понятий атрибутивного стиля и губристической мотивации личности, и их связь. Описаны научные подходы к изучению атрибутивного стиля личности, охарактеризованы его параметры. Доказано, что стремление к превосходству в большей степени имеет положительные связи с параметрами оптимистичного атрибутивного стиля – стабильностью, глобальностью и контролем успеха. Показано, что стремление к совершенству в большей степени связано с контролем неудачи. The article presents an analysis of the concepts of attributional style and hubristic motivation, presented their relationship. There were described the scientific approaches to the study of attributive style, characterized by its parameters. It is proved that the pursuit of excellence is largely due to the positive parameters of optimistic attributional style - stability, globality and control of success. It is shown that the pursuit of perfection is largely due to the control of failures.
- ДокументРОЗВИТОК СОЦІАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНЬОГО ПСИХОЛОГА(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Верещинська, Я. В.У статті розглянуто соціально-перцептивні особливості особистості психолога. Представлені етапи програми розвитку соціально-перцептивної компетентності особистості майбутнього психолога, а також результати перевірки ефективності запропонованої програми. Показано, що програма включає три етапи: мотиваційний, соціально-перцептивний та естетично-перцептивний, які передбачають розвиток соціального та емоційного інтелекту, рефлективності та рольової компетентності. В статье рассмотрены социально-перцептивные особенности личности психолога. Представлены этапы программы социально-перцептивной компетентности личности будущего психолога, а также результаты проверки эффективности предложенной программы. Показано, что программа включает три этапа: мотивационный, социально-перцептивный и эстетически-перцептивный, которые предусматривают развитие социального и эмоционального интеллекта, рефлексивности и ролевой компетентности. The article deals with the social and perceptual characteristics of personality of psychologist. The stages of the program of social and perceptual competence of the future psychologist, and the results of testing the effectiveness of the proposed program are shown. It is shown that the program consists of three stages: motivational, social-perceptual and aesthetic perceptual, which include the development of social and emotional intelligence, role competence and reflexivity.
- ДокументДУХОВНА СКЛАДОВА ЗДОРОВ᾽Я ОСОБИСТОСТІ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Даниленко, Н. В.В даній статті висвітлені результати теоретичного вивчення уявлень фахівців про здоров᾽я, його складові та здоровий спосіб життя. Особливу увагу приділено визначенню поняття духовність та духовне здоров᾽я. Здоров᾽я - це не відсутність хвороб, а фізична, соціальна, психологічна гармонія людини, здатність виконувати притаманні їй функції та мати доброзичливі стосунки з іншими людьми, з природою та самим собою. Приділяється увага складовим здоров᾽я, зокрема, таким як фізичне, психічне, соціальне й духовне здоров᾽я, розглядаються фактори, що роблять переважний вплив на кожну з них. Акцентується увага на тому, що, розвиваючи духовну складову здоров’я дітей та молоді можна підвищити не тільки загальний рівень їхнього здоров’я, а й закласти базу для благополуччя в усіх сферах життя в суспільстві загалом. В данной статье освещены результаты теоретического изучения представлений специалистов о здоровье, его составляющих и здоровом образе жизни. Особенное внимание уделено определению понятия духовность и духовное здоровье. Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, способность выполнять присущие ей функции и иметь доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Уделяется внимание составляющим здоровья, в частности, таким как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматриваются факторы, которые оказывают преобладающее влияние на каждую из них. Акцентируется внимание на том, что, развивая духовную составляющую здоровья детей и молодежи можно повысить не только общий уровень их здоровья, но и заложить базу для благополучия во всех областях жизни в обществе в целом.
- ДокументОСОБИСТІСНО-РОЛЬОВІ ОСОБЛИВОСТІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ ПРАКТИЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Михайленко, О. Ю.Розкрито взаємозв’язок етапів становлення професійної орієнтації у нашій державі та вимог до сучасного фахівця-професіонала. Зроблено спробу дослідити проблему співвідношення особистісних і професійних якостей у формуванні сучасної моделі практичного психолога. Розглянуто загальні вимоги до фахівця з вищою освітою та специфічні вимоги та якості, властиві для окремих галузей професійної діяльності. Проаналізовано професійно важливі якості практичного психолога як спеціаліста типу «людина – людина». Раскрыты особенности взаимосвязи этапов профессиональной ориентации в нашей стране и требований к современному специалисту-профессионалу. Проанализировано проблему соотношения личностных и профессиональных качеств в формировании современной модели практического психолога. Рассмотрено общие требования к специалисту с высшим образованием и специфические требования и качества, которые характерны для отдельных видов профессиональной деятельности. Проанализировано профессиональные качества практического психолога как специалиста типа «человек – человек». This article is about stages of professional orientation in our country. We analyzed some requirements to specialist with higher education. Probed the problem of constructions a new modern model of specialist with higher education, directly a practical psychologist. In this article we analyzed a practical psychologist’s important qualities, because this profession directed on work with people.
- ДокументОПТИМИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ(ХНПУ им. Г. С. Сковороды, 2016) Кузнецова, М. М.В статье рассматриваются возможности использования результатов психологических исследований оптимизма для решения проблемы оптимизации психологической саморегуляции учебной деятельности студентов. Охарактеризованы основные концепции оптимизма, показаны их возможности для раскрытия сущности и механизмов учения у студентов. Сформулированы гипотеза и задачи дальнейших исследований данной проблемы. У статті розглядаються можливості використання результатів психологічних досліджень оптимізму для розв’язання проблеми оптимізації психологічної саморегуляції навчальної діяльності студентів. Охарактеризовані основні концепції оптимізму, показані їхні можливості для розкриття сутності й механізмів навчання в студентів. Сформульовані гіпотеза й завдання подальших досліджень даної проблеми. In article is considering the possibilities of use the results of psychological researches of optimism for a solution of a problem of optimisation of psychological self-control of educational activity of students. The basic concepts of optimism are character-ised, their possibilities for disclosing of essence and mechanisms of the doctrine at students are shown. a hypothesis and problems of the further researches of the given problem are formulated.
- ДокументКАР’ЄРНА СПРЯМОВАНІСТЬ СТУДЕНТІВ ТЕХНІЧНИХ СПЕЦІАЛЬНОСТЕЙ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Кузнецов, О. І.У статті подано аналіз поняття кар’єрна спрямованість особистості, представлено зв'язок кар’єрних орієнтацій та академічної мотивації. Доведено, що внутрішня мотивація у більшій мірі має зв'язок з кар’єрними орієнтаціями на професійну компетентність, менеджмент, служіння, виклик, підприємництво. Показано, що студенти технічних спеціальностей мають вищі показники орієнтації на професійну компетентність, менеджмент, автономію, служіння, ніж студенти гуманітарних спеціальностей. В статье представлен анализ понятия карьерной направленности личности, представлены связь карьерных ориентаций и академической мотивации. Доказано, что внутренняя мотивация в большей степени имеет связь с карьерными ориентациями на профессиональную компетентность, менеджмент, служение, вызов, предпринимательство. Показано, что студенты технических специальностей имеют более высокие показатели ориентации на профессиональную компетентность, менеджмент, автономию, служение, чем студенты гуманитарных специальностей. The article presents an analysis of the concept of career orientation of the individual, presented correlation between the career orientations and academic motivation. It is proved that the intrinsic motivation to a greater extent is connected with the career orientations of professional competence, management, service, call entrepreneurship. It is shown that engineering students have higher focus on professional competence, management, autonomy, service, than the students of humanities.
- ДокументРЕСУРСНИЙ ПІДХІД У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ(ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2016) Микитюк, С. О.У статті розкрито елементи ресурсного підходу в становленні особистості студента вищого навчального закладу. Зазначено, що ресурсний підхід дає можливість здійснювати цільове планування розвитку майбутнього фахівця не лише з позицій сьогодення, а й із позицій перспективи, спираючись на зону близьких і далеких можливих змін, здійснюючи варіативне прогнозування, коли визначаються умови, засоби, зміст, джерела (ресурси) розвитку. Ресурсний підхід сприяє формуванню мотивації до успішної діяльності, становленню системи ціннісних орієнтирів, інтенсивному формуванню спеціальних здібностей, пов’язаних із професіоналізацією. В статье раскрыты элементы ресурсного подхода в становлении личности студента высшего учебного заведения. Указано, что ресурсный подход дает возможность осуществлять целевое планирование развития будущего специалиста не только c позиций настоящего, а и c позиций перспективы, опираясь на зону ближайших и далеких возможных изменений, осуществляя вариативное прогнозирование, когда определяются условия, средства, содержание, источники (ресурсы) развития. Ресурсный подход содействует формированию мотивации к успешной деятельности, становлению системы ценностных ориентиров, интенсивному формированию специальных способностей, связанных с профессионализацией. The article deals with elements of the resource-based approach in personality formation of university students. It is stated that the resource-based approach provides an opportunity to target planning of future teacher development not only from present day perspective but also from future time perspective basing on the range of short-term and long-term possible changes, carrying out variant forecasting when conditions, means, the content, resources of development are determined. Resource-based approach contributes to formation of motivation for successful work, establishment of a system of values, intensive formation of special abilities related to professionalization.
- ДокументОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(ХНПУ им. Г. С. Сковороды, 2016) Козуб, Я. В.В статье проанализирована взаимосвязь показателей эмоционального отношения к учению с параметрами самоорганизации деятельности у студентов. Доказано, что более высокий уровень самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов характеризуется более выраженным позитивным и менее выраженным негативным к ней отношением. Наиболее тесно с эмоциональным отношением к учению связан такой параметр самоорганизации деятельности, как настойчивость. У статті проаналізований взаємозв'язок показників емоційного ставлення до навчання з параметрами самоорганізації діяльності у студентів. Доведене, що більш високий рівень самоорганізації учбово-професійної діяльності студентів характеризується більш вираженим позитивним і менш вираженим негативним до неї ставленням. Найбільше тісно з емоційним ставленням до навчання пов'язаний такий параметр самоорганізації діяльності, як наполегливість. The article analyzes the correlation of emotional attitude to learning with the parameters of the students’ self-organizing the activity. It is proved that a higher level of self-organization of educational and professional activity of students is characterized by a more pronounced positive and less pronounced negative attitude towards it. The most closely to the emotional attitude to learning is related such of the activity self-organization parameter as perseverance.
- ДокументПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА(ХНПУ им. Г. С. Сковороды, 2016) Кузнецов, М. А.; Зотова, Л. Н.Авторы исходят из того, что здоровье - многомерный феномен, имеющий разнородную структуру. Он отражает фундаментальные аспекты человеческого бытия и включает в себя качественно различные компоненты. Рассмотрено множество понятий, которые в настоящее время используются для раскрытия сущности психологического здоровья и его механизмов. Погляди авторів ґрунтуються на положенні про те, що здоров'я – це багатомірний феномен, якій має різнорідну структуру. Він відбиває фундаментальні аспекти людського буття й містить у собі якісно різні компоненти. Розглянуті поняття, які використовуються для розкриття сутності психологічного здоров'я та його механізмів. The authors proceed from the fact that health – is a multi-dimensional phenomenon with heterogeneous-structure. It reflects the fundamental aspects of human existence and includes a qualitatively different components. Considered the set of concepts that were currently used for the disclosure of mental health and its mechanisms.
- ДокументЖиттєстійкість підлітків із неповних сімей(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, вид-во "Діса плюс", 2016) Кузнєцов, М. А.; Маннапова, К. Р.Розкриваються основні психологічні чинники формування життєстійкості підлітків із неповних сімей в контексті сучасних змін, що відбуваються у світі. Повнота сім'ї розглядається як чинник впливу на окремі компоненти життєстійкості особистості підлітка. Емпіричнім шляхом визначені типи функціонування життєстійкості в структурі життєздатності підлітків з неповних сімей («залучений», «контролюючий» і «нестійкий»). Пропонується система засобів розвитку та формування компонентів життєстійкості з метою підвищення життєздатності підлітків з неповних сімей. Раскрываются основные психологические факторы формирования жизнестойкости подростков из неполных семей в контексте современных изменений, происходящих в мире. Полнота семьи рассматривается как фактор влияния на отдельные компоненты жизнестойкости личности подростка. Эмпирическим путем выделены типы функционирования жизнестойкости в структуре жизнеспособности подростков из неполных семей («вовлеченный», «контролирующий» и «неустойчивый»). Предлагается система способов развития и формирования компонентов жизнестойкости с целью повышения жизнеспособности подростков из неполных семей. Basic psychological factors of formation of resiliency (hardiness) of single-parent teenagers in the context of contemporary changes in the world are defined. Completeness of family is considered as a factor influencing the individual components of the teenager's resiliency. The types of resiliency functioning in the structure of vitality of single-parent teenagers (“involved”, “controlling” and “unstable”) are determined empirically. The development and formation of resiliency components means system is proposed to increase the vitality of single-parent teenagers.
- ДокументСтудентські страхи: види, структура, динаміка та шляхи корекції(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, вид-во "Діса плюс", 2016) Кузнєцов, М. А.; Шаповалова, В. С.У монографії розкриваються психологічні особливості страхів в навчально-пізнавальній діяльності студентів. Робота містить теоретичне обґрунтування, методичні засади та результати емпіричного дослідження студентських страхів. Розглядаються структура та динаміка страхів, їх взаємозв’язки з певними характерологічними та темпераментальними особливостями, з особливостями особистісних, когнітивних та діяльнісних чинників навчально-пізнавальної діяльності студентів. Розроблено корекційно-розвивальну програму, яка спрямована на запобігання та подолання студентських страхів. В монографии раскрываются психологические особенности страхов в учебно-познавательной деятельности студентов. В работе представлены теоретическое и методическое обоснование, а также эмпирические результаты исследования студенческих страхов. Рассматриваются структура и динамика страхов, их взаимосвязи с определенными характерологическими и темпераментальными особенностями, с особенностями личностных, когнитивных и деятельностных факторов учебно-познавательной деятельности студентов. Разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на избегание и преодоление студенческих страхов. The monograph defines the psychological features of fears in students' educational and cognitive activity. The work contains theoretical substantiation, methodological foundations and results of empirical research of student fears. The structure and dynamics of fears, their interrelation with certain characterological and temperamental features, with peculiarities of personal, cognitive and activity factors of students' educational and cognitive activity are considered. The developmental and correctional program aimed at student fears preventing and coping has been developed.