«СОРАЗМЕРНОСТЬ И СООБРАЗНОСТЬ» В НАУКЕ И ПОЭЗИИ: ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА А. Т. ГУЛАКА

Завантаження...
Зображення мініатюри
Дата
2021
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Харківський національний педагогічний університет імені Г. С. Сковороди
Анотація
В работе на примере статьи Анатолия Тихоновича Гулака «Распускающийся розан» проанализирован научный стиль ученого. Рассмотрены основные идеи работы, среди которых комплексный анализ семантических отношений в ранних рассказах Льва Толстого, посвященных образу юноши воина: отношение к субъекту повествования и изображаемому миру, отношение к читателю, к образу автора, канонизированному традицией и представленному в идиостиле Толстого, к художественным приемам и стилистическим средствам организации текста. Описано, как коррелируют основные задачи статьи и авторские приемы их решения. Указывается, что в данной работе А. Т. Гулак впервые (без использования термина) описал один из инвариантных образов, представленных в прозаическом творчестве Льва Толстого. Заслуга ученого также состоит в подробном анализе вариантов этого инварианта и выявлении динамики художественного метода писателя. Рассмотрены стилистические требования профессора Гулака, предъявляемые к научному стилю исследователя-филолога, и их реализация в собственных филологических трудах. Рассмотрена внутренняя форма слова «сообразность», определены различные его значения и рецепция в пушкинском требовании «соразмерности и сообразности» в языке и стиле и лингвостилистическом подходе яркого представителя Харьковской филологической школы А.Т. Гулака. На прикладі статті А.Т. Гулака «Распускающийся розан» проаналізовано науковий стиль вченого. Розглянуті основні ідеї роботи, серед яких комплексний аналіз семантичних відносин у ранніх оповіданнях Льва Толстого, де відтворений образ юнака-воїна : до суб’єкта оповіді, до світу, що зображений, до читача, до образу автора, що канонізований у літературній традиції і представлений у ідіостилі Толстого, до художніх прийомів та стилістичних засобів організації тексту. Розглянуто кореляцію основних завдань статті і авторських прийомів їх вирішення. Стверджується, що в аналізованій праці А.Т. Гулак вперше (без застосування терміну) дослідив один з інваріантних образів, що представлені у прозовій творчості Льва Толстого. Доробком вченого є також кропіткий аналіз варіантів цього інваріанту й вивчення динаміки художнього методу письменника. Розглянуто стилістичні вимоги професора Гулака щодо наукового стилю дослідника-філолога та їхня реалізація у власних філологічних студіях. Проаналізована внутрішня форма слова «сообразность», розглянуті різні його значення й рецепція у пушкінській вимозі «співмірності й згідності» у мові та стилі письменника й лінгвостилістичному підході яскравого представника Харківської філологічної школи А. Т. Гулака. The scientific style of the scientist is analyzed on the example of the article “The Blossoming Rose” by Anatoly Tikhonovich Gulak. The author presents the main ideas of the article, including the complex analysis of semantic relations in Leo Tolstoy’s early stories, devoted to the image of the young warrior: the attitude to the subject of the narrative and the depicted world, the attitude to the reader, the image of the author, canonized by tradition and presented in Tolstoy’s idiostyle, the artistic techniques and stylistic means of text organization. It is described how the main objectives of the article correlate with the author’s methods of solving them. It is pointed out that in this work A. T. Gulak for the first time (without using the term) described one of the invariant images presented in the prose work of Leo Tolstoy. The scholar’s merit also lies in the detailed analysis of variants of this invariant and the identification of the dynamics of the writer’s artistic method. The stylistic requirements of Professor Gulak for the scientific style of the researcher-philologist and their realization in his own philological works are considered. The inner form of the word “conformity” is considered, its different meanings and reception in Pushkin’s requirement “proportionality and conformity” in language and style, and in the linguistic approach of the representative of Kharkov Philological School, A. T. Gulak, are defined.
Опис
Ключові слова
лингвостилистика, стилистический анализ художественного текста, Харьковская филологическая школа, внутренняя форма слова, гармоничность, лінгвостилістика, стилістичний аналіз художнього тексту, Харківська філологічна школа, внутрішня форма слова, гармонійність, linguistics, stylistic analysis of the art text, Kharkov Philological School, the inner form of the word, harmony
Цитування
Скоробогатова Е. А. "Соразмерность и сообразность" в науке и поэзии: гармоничность филологического творчества А. Т. Гулака / Е. А. Скоробогатова // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. – Харьков, 2021. – № 1 (73). – С. 20–25.