Перегляд за Автор "Слюсарєв, В. Ф."
Зараз показано 1 - 4 з 4
Результатів на сторінку
Параметри сортування
- ДокументФІЗІОЛОГІЯ ЗБУДЛИВИХ КЛІТИН(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, ЧП Петров В. В., 2016-09-14) Іонов, І. А.; Слюсарєв, В. Ф.; Комісова, Т. Є.; Шаповалов, С. О.Методичні рекомендації підготовлено відповідно до навчальної програми з курсу «Фізіологія людини і тварин» розділу «Фізіологія збудливих клітин» для студентів біологічних спеціальностей педагогічних вузів, а також для студентів природничих факультетів та факультетів фізичної культури, магістрантів, аспірантів. У методичних рекомендаціях на основі новітніх досягнень сучасної фізіології розглянуто процеси збудження клітини, механізм функціонування мембранного потенціалу спокою, приділено особливу увагу механізму розповсюдження потенціалу дії та змінам збудливості клітин під час цього стану. Багато уваги приділено розкриттю особливостей фізіології нейрона як збудливої клітини, розкриттю дії нервових центрів та їхніх властивостей. Достатньо повно викладено порівняльно-фізіологічні дані щодо фізіології нервово-м’язового апарату, детально надано характеристику його структурно-функціональної одиниці, будови м’язового посмугованого волокна та механізму нервово-м’язової передачі збудження та м’язового скорочення. Висвітлено роль нервової системи у регуляції процесів обміну та адаптації організму до фізичних навантажень, показано як відбувається реалізація м’язового скорочення в залежності від частоти подразнення, величини зовнішнього навантаження та вихідної довжини м’язового волокна. Кожний розділ методичних рекомендацій містить теоретичні відомості з теми, опис процедури проведення лабораторної роботи з малюнками та схемами, контрольні питання, тестові завдання та рекомендована література. Для студентів біологічних спеціальностей вищих навчальних закладів. Може бути корисним студентам, магістрантам та аспірантам вищих педагогічних, біологічних та інших навчальних закладів, де вивчають фізіологію людини. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебной программой по курсу «Физиология человека и животных» раздела «Физиология возбудимых клеток» для студентов биологических специальностей педагогических вузов, а также для студентов естественных факультетов и факультетов физической культуры, магистрантов, аспирантов. В методических рекомендациях на основе новейших достижений современной физиологии рассмотрены процессы возбуждения клетки, механизм функционирования мембранного потенциала покоя, уделено особое внимание механизму распространения потенциала действия и изменениям возбудимости клеток во время этого состояния. Много внимания уделено раскрытию особенностей физиологии нейрона как возбуждающего клетки, раскрытию действия нервных центров и их свойств. Достаточно полно изложены сравнительно-физиологические данные о физиологии нервно-мышечного аппарата, подробно охарактеризованы его структурно-функциональные единицы, строение мышечного полосатого волокна и механизма нервно-мышечной передачи возбуждения и мышечного сокращения. Освещена роль нервной системы в регуляции процессов обмена и адаптации организма к физическим нагрузкам, показано как происходит реализация мышечного сокращения в зависимости от частоты раздражения, величины внешней нагрузки и исходной длины мышечного волокна. Каждый раздел методических рекомендаций содержит теоретические сведения по теме, описание процедуры проведения лабораторной работы с рисунками и схемами, контрольные вопросы, тестовые задания и рекомендуемая литература. Для студентов биологических специальностей высших учебных заведений. Может быть полезно студентам, магистрантам и аспирантам высших педагогических, биологических и других учебных заведений, где изучают физиологию человека.
- ДокументФІЗІОЛОГІЯ КАРДІОРЕСПІРАТОРНОЇ СИСТЕМИ(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, ЧП Петров В. В., 2017-02) Іонов, І. А.; Комісова, Т. Є; Слюсарєв, В. Ф.; Шаповалов, С. О.У методичних рекомендаціях на основі новітніх досягнень сучасної фізіології розглянуто процеси фізіології системи кровообігу, особливостей роботи м’язів серця, властивості серцевого м’язу та його відмінностей від інших видів м’яз, механізми нервової та гуморальної регуляції роботи серця та судинної системи організму, приділено особливу увагу механізму залежності функціональної активності системи кровообігу від потужності фізичного навантаження. Багато уваги приділено розкриттю особливостей визначення вегетативного балансу, розкриттю методів контролю різних клінічних показників кровообігу. Висвітлено фізіологічну роль дихання, особливостей транспортування дихальних газів кров’ю, механізм нервової та гуморальної регуляції дихання та способи адаптації організму до фізичних навантажень, підтримки сталого стану гомеостазу. Кожний розділ методичних рекомендацій містить теоретичні відомості з теми, опис процедури проведення лабораторної роботи з малюнками та схемами, контрольні питання, тестові завдання та рекомендована література. Методичні рекомендації підготовлено для студентів біологічних спеціальностей вищих навчальних закладів. Вони можуть бути корисними студентам, магістрантам та аспірантам вищих педагогічних, біологічних та інших навчальних закладів, де вивчають фізіологію людини. В методических рекомендациях на основе новейших достижений современной физиологии рассмотрены процессы физиологии системы кровообращения, особенностей работы мышц сердца, свойства сердечной мышцы и его отличий от других видов мышц, механизмы нервной и гуморальной регуляции работы сердца и сосудистой системы организма, уделено особое внимание механизму зависимости функциональной активности системы кровообращения от мощности физической нагрузки. Много внимания уделено раскрытию особенностей определения вегетативного баланса, раскрытию методов контроля различных клинических показателей кровообращения. Освещена физиологическаю роль дыхания, особенностей транспортировки дыхательных газов кровью, механизм нервной и гуморальной регуляции дыхания и способы адаптации организма к физическим нагрузкам, поддержки устойчивого состояния гомеостаза. Каждый раздел методических рекомендаций содержит теоретические сведения по теме, описание процедуры проведения лабораторной работы с рисунками и схемами, контрольные вопросы, тестовые задания и рекомендуемая литература. Методические рекомендации подготовлены для студентов биологических специальностей высших учебных заведений. Они могут быть полезны студентам, магистрантам и аспирантам высших педагогических, биологических и других учебных заведений, где изучают физиологию человека.
- ДокументФІЗІОЛОГІЯ КРОВІ ТА ВНУТРІШНЬОГО СЕРЕДОВИЩА(ХНПУ імені Г. С. Сковороди, ЧП Петров В. В., 2017-02) Іонов, І. А.; Комісова, Т. Є.; Слюсарєв, В. Ф.; Шаповалов, С. О.У методичних рекомендаціях на основі новітніх досягнень сучасної фізіології розглянуто процеси кровотворення, властивості крові, її функції в організмі, механізм згортання крові, приділено особливу увагу механізму зв’язування кисню та вуглецю гемоглобіном еритроцитів, характеристиці його форм та їх властивостей. Багато уваги приділено розкриттю особливостей будови та функцій еритроцитів, лейкоцитів та тромбоцитів як формених елементів крові, розкриттю методів контролю різних клінічних показників крові. Висвітлено роль формених елементів крові у регуляції процесів обміну та адаптації організму до фізичних навантажень, підтримки сталого стану гомеостазу. Кожний розділ методичних рекомендацій містить теоретичні відомості з теми, опис процедури проведення лабораторної роботи з малюнками та схемами, контрольні питання, тестові завдання та рекомендована література. В методических рекомендациях на основе новейших достижений современной физиологии рассмотрены процессы кроветворения, свойства крови, ее функции в организме, механизм свертывания крови, уделено особое внимание механизму связывания кислорода и углерода гемоглобином эритроцитов, характеристике его форм и их свойств. Много внимания уделено раскрытию особенностей строения и функций эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов как форменных элементов крови, раскрытию методов контроля различных клинических показателей крови. Освещена роль форменных элементов крови в регуляции процессов обмена и адаптации организма к физическим нагрузкам, поддержки устойчивого состояния гомеостаза. Каждый раздел методических рекомендаций содержит теоретические сведения по теме, описание процедуры проведения лабораторной работы с рисунками и схемами, контрольные вопросы, тестовые задания и рекомендуемая литература.
- ДокументФІЗІОЛОГІЯ СЕНСОРНИХ СИСТЕМ(Харк. нац. пед. ун-т імені Г. С. Сковороди, ЧП Петров В. В., 2016) Іонов, І. А.; Комісова, Т. Є.; Слюсарєв, В. Ф.; Шаповалов, С. О.Методичні рекомендації підготовлено відповідно до навчальної програми з курсу «Фізіологія людини і тварин» розділу «Фізіологія сенсорних систем» для студентів біологічних спеціальностей педагогічних вузів, а також для студентів природничих факультетів та факультетів фізичної культури, магістрантів, аспірантів. В методичних рекомендаціях розглядаються основні принципи організації і функціонуванні сенсорних систем взагалі і особливості кожної з систем; молекулярні і клітинні механізми трансдукції сенсорних сигналів; проведення і обробка сенсорної інформації в структурах центральної нервової системи; реалізація аферентної інформації в ефекторних реакціях і побудові картини навколишнього світу. Розглядаються також питання еволюції і вікових особливостей у формуванні сенсорного сигналу різних органів почуттів, а також проблеми зміни роботи сенсорних систем при різних типах навантаження. До рекомендацій включені лабораторні роботи по розділах зоровий аналізатор, слуховий аналізатор, руховий аналізатор, вестибулярний аналізатор, шкірна сенсорна система, смакова чутливість, складені у відповідність з теоретичним розділом курсу «Фізіологія сенсорних систем». Роботи розраховані на самостійне виконання їх студентами. Кожний розділ рекомендацій містить теоретичні відомості з теми, опис процедури проведення лабораторної роботи з малюнками та схемами, контрольні питання, тестові завдання та рекомендована література. Після виконання роботи студенти роблять висновки на підставі отриманих експериментальних досліджень. Для контролю рівня знань студентів з пройденого матеріалу в посібнику є контрольні питання. Для студентів біологічних спеціальностей вищих навчальних закладів. Може бути корисним студентам, магістрантам та аспірантам вищих педагогічних, біологічних та інших навчальних закладів, де вивчають фізіологію людини. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебной программой по курсу «Физиология человека и животных» раздела «Физиология сенсорных систем» для студентов биологических специальностей педагогических вузов, а также для студентов естественных факультетов и факультетов физической культуры, магистрантов, аспирантов. В методических рекомендациях рассматриваются основные принципы организации и функционировании сенсорных систем вообще и особенности каждой из систем; молекулярные и клеточные механизмы трансдукции сенсорных сигналов; проведение и обработка сенсорной информации в структурах центральной нервной системы; реализация афферентной информации в эффекторных реакциях и построении картины окружающего мира. Рассматриваются также вопросы эволюции и возрастных особенностей в формировании сенсорного сигнала различных органов чувств, а также проблемы изменения работы сенсорных систем при различных типах нагрузки. В рекомендации включены лабораторные работы по разделам зрительный анализатор, слуховой анализатор, двигательный анализатор, вестибулярный анализатор, кожная сенсорная система, вкусовая чувствительность, составленные в соответствии с теоретическим разделом курса «Физиология сенсорных систем». Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Каждый раздел рекомендаций содержит теоретические сведения по теме, описание процедуры проведения лабораторной работы с картинками и схемами, контрольные вопросы, тестовые задания и рекомендованную литературу. После выполнения работы студенты делают заключения на основании полученных экспериментальных исследований. Для контроля уровня знаний студентов по пройденному материалу в пособии есть контрольные вопросы. Для студентов биологических специальностей высших учебных заведений. Может быть полезно студентам, магистрантам и аспирантам высших педагогических, биологических и других учебных заведений, где изучают физиологию человека.