Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/3257
Title: ОТСУТСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОНЯТИЯ ДЛЯ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Other Titles: ВІДСУТНІСТЬ: ТЕОРЕТИЧНА ЗНАЧУЩІСТЬ ПОНЯТТЯ ДЛЯ КОГНІТИВНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ
ABSENCE: THEORETICAL RELEVANCE OF THE NOTION FOR COGNITIVE STUDIES
Authors: Радчук, О. В.
Radchuk, O.
Keywords: когнитивная лингвистика
понятие "отсутствие"
бинарные оппозиции
апперцепция
теория прототипов
метод интерпретации
когнітивна лінгвістика
поняття "відсутність"
бінарні опозиції
апперцепція
метод інтерпретації
cognitive linguistics
the notion of ‘absence’
binary oppositions
apperception
prototype theory
interpretation method
Issue Date: 2019
Publisher: Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды
Citation: Радчук О. В. Отсутствие: теоретическая значимость понятия для когнитивных исследований / О. В. Радчук // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды / Харьков нац. пед. у-нт им. Г. С. Сковороды ; [редкол.: И. И. Степанченко (гл. ред.) и др.]. – Харьков : ХНПУ, 2019. – № 3 (69). – С. 19–26.
Abstract: В статье рассматривается понятие «отсутствие» как важное и необходимое понятие мыслительной деятельности человека, осознаваемое им на протяжении всей жизни. Понятие «отсутствие» относится к таким базовым абстрактным понятиям, которые играют значительную роль в концептуальной системе языка и имеют важное социально-культурное значение. Концептуальная система любого индивида формируется на основе восприятия окружающего мира и предполагает постижение им реалий этого мира в оппозиции наличие vs отсутствие. Овладение языком, в основе которого также находятся бинарные оппозиции, позволяет человеку номинировать абстрактные понятия. Апперцепция как мыслительная операция, в процессе которой происходит закрепленное опытом вторичное восприятие, способствует появлению новых вербальных реализаций уже сформированного понятия. Показано, что репрезентации понятия «отсутствие» появляются как следствие расширения значений слов, метафоризации, возникновения грамматических форм, изменения или трансформации их лексического выражения. Автором данной публикации обосновывается возможность лингвокогнитивного осмысления и описания вербальных средств выражения понятия «отсутствие» с опорой на теорию прототипов американского психолога Элеоноры Рош. Использование метода интерпретации расширяет потенциал когнитивного анализа языковых репрезентаций понятия «отсутствие». В статье делается акцент на то, что запечатлённое в сознании человека психическое представление понятия «отсутствие» имеет лексическую и грамматическую объективацию, которая является вторичной по отношению к прототипу и представляется изоморфными способами языка.Несмотря на то, что проблема изучения абстрактных понятий, о чем говорится в статье, не является новой в лингвистике, тенденции современного языкознания позволят представить систему языка в координатах наличие vs отсутствие как когнитивно обусловленных. Теоретическое осмысление понятия «отсутствие» в этом аспекте имеет большую перспективу. У статті розглянуто поняття «відсутність» як важливе та необхідне поняття розумової діяльності людини, що усвідомлюється нею протягом усього життя. Поняття «відсутність» належить до таких базових абстрактних понять, що відіграють значну роль в концептуальній системі мови і мають важливе соціально-культурне значення. Концептуальна система будь-якого індивіда формується на основі сприйняття навколишнього світу й передбачає осягнення ним реалій цього світу в опозиції наявність vs відсутність. Оволодіння мовою, в основі якої також закаладені бінарні опозиції, дозволяє людині номінувати абстрактні поняття. Апперцепція як розумова операція, в процесі якої відбувається закріплене досвідом вторинне сприйняття, впливає на появу нових вербальних реалізацій вже сформованого поняття. Показано, що репрезентації поняття «відсутність» з’являються як наслідок розширення значень слів, метафоризації, виникнення граматичних форм, зміни або трансформації їх лексичного вираження. Автором цієї публікації обґрунтовується можливість лінгвокогнітивного осмислення та опису вербальних засобів вираження поняття «відсутність» з опорою на теорію прототипів американського психолога Елеонори Рош. Використання метода інтерпретації розширює потенціал когнітивного аналізу мовних репрезентацій поняття «відсутність». У статті робиться акцент на те, що відображене у свідомості людини уявлення про поняття «відсутність» має лексичну та граматичну об’єктивацію, яка є вторинною по відношенню до прототипу і представлена ізоморфними засобами мови. Незважаючи на те, що проблема вивчення абстрактних понять, до яких належить і поняття «відсутність», не є новою в лінгвістиці, тенденції сучасного мовознавства дозволять представити систему мову в координатах наявність vs відсутність як когнитивно обумовлених. Теоретичне осмислення поняття «відсутність» у цьому аспекті має велику перспективу. The article deals with the notion of ‘absence’ as a relevant and significant notion in any person’s cognitive activity that is taking place all one’s life. The notion of ‘absence’ belongs to those basic abstract notions that are important in the language conceptual system both in social and cultural dimensions. Any person’s conceptual system is formed on the basis of perceiving the world around and presupposes comprehension of the world realities through the opposition presence vs absence. The process of language acquisition, whose system is also represented by binary oppositions, enables a person to nominate abstract notions. Apperception as a mental operation, during which secondary reception appears reflected in the experience, causes appearance of new verbal realizations of the already developed notion. The author highlights that some new representations of the notion of ‘absence’ make their appearance due to expansion of words meanings, metaphoric transference, creation of new grammar forms, changes or some other transformations of their lexical meaning. The author provides grounds for the possibility of linguocognitive comprehension of the notion ‘absence’ and description of the verbal means of its actualization based on the prototype theory worked out by Eleanor Rosh, an American psychologist. By using the interpretation method, the potential of cognitive analysis of the verbal representations of the notion ‘absence’ is expanded. The article underlines that mental representation of the notion of ‘absence’ is fixed in its lexical and grammatical representation, which is secondary in reference to the prototype and embraces isomorphic linguistic means. Though the problem of studying abstract notions which the notion of ‘absence’ belongs to is not a novelty in linguistics, contemporary tendencies enable scholars to view the language system through the opposition presence vs absence as cognitively predetermined. The theoretical interpretation of the notion of ‘absence” is very promising in this aspect.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/3257
ISSN: ISSN 2313-0482 (Online)
ISSN 2312-1572 (Print)
Appears in Collections:Кафедра слов’янських мов

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Радчук_Отсутствие_теоретическая значимость....pdf1.23 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.