Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/3129
Title: ОНИМНЫЕ ПАРЫ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ: К ВОПРОСУ О ПОЭТИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
Other Titles: ОНІМНІ ПАРИ В ЛІРИЦІ МАРИНИ ЦВЄТАЄВОЇ: ДО ПИТАННЯ ПРО ПОЕТИЧНУ ФІЛОЛОГІЮ
ONYMIC PAIRS IN THE LYRICS OF MARINA TSVETAEVA: ON THE ISSUE OF POETIC PHILOLOGY
Authors: Скоробогатова, Е. А.
Скоробогатова, О. О.
Skorobogatova, Е.
Keywords: поэтоним
онимная пара
гендерная пара
универсальная оппозиция
поэтическая филология
соположение
аттракция
поетонім
онімна пара
гендерна пара
універсальна опозиція
поетична філологія
співположення
атракція
poetonym
onymic pairs
gender pair
universal opposition
poetic philology
consensus
attraction
Issue Date: 2019
Publisher: ХНПУ имени Г. С. Сковороды
Citation: Скоробогатова Е. А. Онимные парыв лирике Марины Цветаевой: к вопросу о поэтической филологии / Е. А. Скоробогатова // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. – Харьков, 2019. – № 1 (67). – С. 3–9.
Abstract: В статье рассматривается функция художественного осмысления фактов языка и художественного творчества как одна из важнейших функций употребления онима в поэтическом тексте нового времени. Рассмотрены устойчивые онимные пары, функционирующие в поэзии Цветаевой, и микрокомплексы поэтонимов-антропонимов «Дон-Жуан – Кармен» и «Елена – Ахиллес». Теоретической основой анализа является тезис о способности онимных комплексов-пар служить знаком выражения универсальных оппозиций, в том числе социальной оппозиции мужской / женский. Показано, что использование онимных гендерных блоков свидетельствует о глубоком осмыслении автором фактов европейской культуры. Художественное представление традиционных и авторских поэтических смыслов происходит путем онимной вербализации гендерных оппозиций. Создание окказиональных гендерных онимных блоков, в которых использованы прецедентные имена собственные, является отличительной чертой идиостиля Цветаевой. Рассмотрена гипотеза Т.В. Цивьян о мифологической обоснованности соединения имен Елены и Ахиллеса. Утверждается, что использованный Цветаевой гендерный комплекс «Елена – Ахиллес» выявляет античную традицию. Лингвистический анализ стихотворения позволяет предположить, что поэт актуализирует оба значения названия цикла – субстантивата двое: собирательное и разделительное. Окказиональные онимные пары, созданные Цветаевой, как бы неожиданны они ни были для читателя, отражают понимание мифологии, динамики художественного процесса и свидетельствуют о глубокой лингвистической интуиции поэта.У статті розглянуто функцію художнього розуміння фактів мови й художньої творчості як одну з найважливіших функцій використання оніма в поетичному тексті нового часу. Розглянуті сталі онімні пари, що функціонують у поезії Цвєтаєвої, та мікрокомплекси поетонімів-антропонімів «Дон-Жуан – Кармен» і «Елена – Ахиллес». Теоретичним підґрунтям аналізу виступає теза щодо спроможності онімних комплексів-пар слугувати знаком вираження універсальних опозицій, у тому числі опозиції чоловічий / жіночій. Показано, що використання онімних ґендерних блоків свідчить про глибоке осмислення автором фактів європейської культури. Художнє представлення традиційних і авторських поетичних смислів відбувається шляхом онімної вербалізації ґендерних опозицій. Створення оказіональних ґендерних онімних блоків, у яких використані прецедентні імена власні, є важливою рисою ідіостилю Цвєтаєвої. Розглянута гіпотеза Т.М. Цив’ян про міфологічне обґрунтування поєднання імен Олени й Ахілеса. Стверджується, що використаний Цвєтаєвою ґендерний комплекс «Елена – Ахиллес» імплементує античну традицію. Лінгвістичний аналіз поезії дозволяє припустити, що поет актуалізує обидва значення назви циклу – субстантивату двое: збірне і розділове. Оказіональні онімні пари, що створені Цвєтаєвою, відображають розуміння міфології, динаміки художнього процесу й свідчать про глибоку лінгвістичну інтуїцію поетеси.The article deals with the function of artistic comprehension of facts of the language and artistic creativity as one of the most important functions of use of onym in the poetic text of the new time. The steady onymic pairs functioning in Tsvetaeva's poetry and the microcomplexes of poetonyms-anthroponyms “Don-Juan-Carmen” and “Elena-Achilles” have been considered. The theoretical basis for the analysis lies in the thesis on ability of onymic complexes-pairs to serve as a sign of expression of universal oppositions, including the male and female social one. It is shown that use of onymic gender blocks indicates to a profound comprehension of facts of the European culture by the author. Poetic presentation of traditional and author's poetic meanings occurs through verbalization of gender oppositions. Creation of occasional gender onymic blocks, where the precedent proper names are used, is a distinctive feature of Tsvetaeva's individual style. The hypothesis of T.V. Tsivyan about the mythological validity of connection between the names of Helen and Achilles has been examined. It is alleged that the “Helen - Achilles” gender complex used by Tsvetaeva reveals an ancient tradition. Linguistic analysis of the poem suggests that the poet actualizes both meanings of the cycle's name: substantive two: collective and separative. Occasional onymic pairs created by Tsvetaeva, no matter how unexpected they are for the reader, reflect understanding of mythology, dynamics of the artistic process and testify to the poet’s deep linguistic intuition.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/3129
ISSN: ISSN 2313-0482 (Online)
ISSN 2312-1572 (Print)
Appears in Collections:Кафедра слов’янських мов

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Скоробогатова_Онимные пары в лирике Цветаевой.pdf1.13 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.