Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/2549
Title: Формування естетичної культури особистості в науково-педагогічній та творчій спадщині Я. А. Мамонтова
Other Titles: Формирование эстетической культуры личности в научно-педагогическом и творческом наследии Я. А. Мамонтова
Personality aesthetic culture formation in scientific and creative legacy of Ya. A. Mamontov
Authors: Соколова, А. В.
Sokolova, A. V.
Keywords: естетична культура
естетична культура особистості
естетичне споглядання
художня творчість
Мамонтов Я. А.
эстетическая культура
эстетическая культура личности
эстетическое созерцание
художественное творчество
aesthetic culture
aesthetic culture of the individual
aesthetic contemplation
artistic creation
Mamontov Ya. A.
Issue Date: 11-Oct-2001
Publisher: ХНПУ імені Г. С. Сковороди
Citation: Соколова А. В. Формування естетичної культури особистості в науково-педагогічній та творчій спадщині Я. А. Мамонтова : автореф. дис. на здоб. наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.01 – заг. педагогіка та іст. пед. : [рукопис] / А. В. Соколова ; Харк. нац. пед. ун-т імені Г. С. Сковороди. – Харків : [б. в.], 2011. – 17 с.
Abstract: У дисертації вперше виявлено і проаналізовано основні етапи формування естетичної культури особистості в науково-педагогічній та творчій спадщині Я.А.Мамонтова, визначено поняття естетичної культури, обґрунтовано її зміст та головні складові, розкрито вплив на різні сфери життєдіяльності людини. У процесі наукового дослідження узагальнено досвід практичної роботи педагога-митця в навчальних закладах та мистецьких колективах Харкова у 20-30-ті рр. ХХст., висвітлено традиційні й новаторські методи та специфічні засоби розвитку естетичної культури, що сприяли вихованню цілісної естетично розвиненої особистості, виявлено провідні тенденції розвитку естетичної культури особистості в спадщині Я.А.Мамонтова та перспективи творчого використання досвіду педагога-митця в умовах відродження національної освіти України.В работе впервые систематизировано научно-педагогическое и творческое наследие Я.А.Мамонтова по проблеме формирования эстетической культуры личности. На основе изучения архивных источников, трудов Я.А.Мамонтова, историко-педагогической, современной научной и учебно-методической литературы показано, что эстетико-педагогическое наследие Я.А.Мамонтова представляет собой прогрессивное по своей сущности и воспитательное по содержанию социально-педагогическое явление, в котором органически сочетались педагогическая, искусствоведческая, теоретико-практическая и литературно-драматургическая деятельности, направленные на формирование эстетической культуры личности.В диссертации изучены теоретические подходы к эстетическому воспитанию молодежи в отечественной педагогике исследуемого периода, выявлены и проанализированы основные этапы становления и развития теоретических идей и практической деятельности Я.А.Мамонтова по формированию эстетической культуры личности: 1899-1919 гг., 1920-1929 гг., 1930-1940 гг.. В ходе научного поиска установлено, что Я.А.Мамонтов был одним из первых украинских педагогов-исследователей, который в научно-методическом труде “Сучасні проблеми педагогічної творчості. Ч.1. Педагог як митець” /1922/ определил сущность понятия эстетической культуры и обосновавл ее главные компоненты – эстетическое созерцание и художественное творчество. Эстетическую культуру педагог рассматривал как сложное качество целостной личности, направленное на гармонизацию всех сторон жизнедеятельности человека и его взаимоотношений с окружающей действительностью. Под эстетическим созерцанием (пассивной формой эстетической культуры) он понимал продукт культурно-исторического развития человека, который проявляется в умении видеть, наблюдать и понимать красоту, добро и истину в природе, искусстве и окружающей действительности. К художественному творчеству (активной форме эстетической культуры) педагог относил как творчество в определенной области искусства, так и активное привнесение эстетических элементов в разнообразную жизнедеятельность личности, что способствовало, на его взгляд, эстетическому самоусовершенствованию и духовному развитию человека. Я.А.Мамонтов также выделил низкий, средний и высокий ступени формирования эстетической культуры личности, раскрыл ее влияние на индивидуальную, социальную, моральную и религиозную сферы жизнедеятельности человека.Установлено, что 20-30-е годы были периодом активной практической деятельности Я.А.Мамонтова, в ходе которой он преподавал на Высших педагогических курсах им.Г.С.Сковороды, в Харьковских ИНО, Муздраме и КИЖе. Он разрабатывал и внедрял в педагогический процесс учебные программы курсов “Основы эстетического воспитания”, “Современные педагогические течения”, “Драматургия”, читал лекции, проводил практические занятия, направленные на формирование эстетической культуры молодежи. Большое место в его педагогической деятельности этого периода занимала учебно-воспитательная и творческая работа в литературно-драматической студии сковородиновских курсов и Украинской государственной театре-студии.Среди методов формирования эстетической культуры, которые Я.А.Мамонтов разрабатывал и использовал на практике были традиционные – художественная самодеятельность, теоретическое и практическое обучение искусству и новаторские – создание художественного окружения, художественно-дидактический метод. Целесообразность внедрения данных методов в педагогический процесс он обосновывал их общим и, вместе с тем, индивидуальным характером, учетом возрастных, психологических особенностей и способностей студентов и учащихся. Преподавание в творческих коллективах Харькова привело Я.А.Мамонтова к поиску специфических средств формирования эстетической культуры, таких как мимодраматические и пантомимические упражнения и импровизации, выработка у будущих режиссеров и актеров знаний и умений проникновения в духовный и эмоциональный замысел автора пьесы с целью его воплощения в собственной постановке, наблюдение за работой режиссера и актеров с последующим обсуждением, инсценизация рассказов выдающихся писателей, постановка пьес и их фрагментов в рабочих клубах, учебных заведениях и школах, встречи с прогрессивными деятелями культуры и искусства. В исследовании выделены тенденции развития теоретических идей и практического опыта Я.А.Мамонтова по формированию эстетической культуры личности и рассмотрены перспективы их творческого использования в современных условиях.The main stages of the personality aesthetic culture formation in the scientific pedagogical and creative legacy of Ya.A.Mamontov are revealed and analysed. The term “aesthetic culture” is defined, its content and main components are substantiated, its influence on different spheres of person's life is elaborated.The research promoted generalization of the educator-artist's practical experience in Kharkiv educational establishments and in his work with art groups in the 20-30-es of XXth century. Traditional and innovated methods and specific means of aesthetic culture development wich contributed to the education of an integral aesthetically developed personality are highlighted, main tendencies in the personality aesthetic culture formation in the Ya.A.Mamontov's legacy and the perspectives of creative usage of the educator's experience in the conditions of Ukraine's national education revival are revealed.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/2549
Appears in Collections:Кафедра теорії і методики мистецької освіти та диригентсько-хорової підготовки вчителя
Автореферати



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.