Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/1734
Title: МИТНИЙ КОНТРОЛЬ В УКРАЇНІ ТА НАПРЯМИ ЙОГО ВДОСКОНАЛЕННЯ
Other Titles: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В УКРАИНЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
CUSTOMS CONTROL IN UKRAINE AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT
Authors: Ломейко, Ю. А.
Lomeiko, Yu. A.
Keywords: митний контроль
митні платежі
митна політика
державний фінансовий контроль
митне регулювання
митний тариф
ефективність митного контролю
таможенный контроль
таможенные платежи
таможенная политика
государственный финансовый контроль
таможенное регулирование
таможенный тариф
эффективность таможенного контроля
customs control
customs payments
customs policy
government financial control
customs regulation
customs tariff
efficiency of customs control
Issue Date: 2017
Publisher: Київський національний економічний університет імені Вадима Гетьмана
Citation: Ломейко Ю. А. Митний контроль в Україні та напрями його вдосконалення : автореф. дис. на здоб. наук. ступеня канд. екон. наук : спец. 08.00.08 – гроші, фінанси і кредит / Ю. А. Ломейко ; ДВНЗ "Київ. нац. екон. ун-т імені Вадима Гетьмана". – Київ : [б. в.], 2017. – 20 с.
Abstract: У дисертації визначено сутність митного контролю як інструменту митної політики, функції державного управління та складової державного фінансового контролю. Проведено аналіз стану митного контролю за допомогою таких показників, як дієвість, результативність і ефективність. Дієвість митного контролю визначено як його здатність запобігати порушенням митного законодавства. Результативність митного контролю визначено як співвідношення фактичних та планових результатів його здійснення. Обґрунтовано доцільність розрахунку ефективності митного контролю як співвідношення результатів його здійснення та витрачених ресурсів. Запропоновано способи поліпшення організації митного контролю в Україні та його оцінювання. Визначено напрями вдосконалення здійснення митного контролю, серед яких: 1) доповнити профілі системи управління митними ризиками таким індикатором, як оподаткування товарів за ставкою 0%; 2) запровадити таку форму митного контролю, як «крос-перевірка», сутність якої полягає в аналізі операцій суб’єктів ЗЕД, які обліковуються у митницях одних областей, підрозділами аудиту у складі органів ДФСУ інших областей; 3) розширити сфери застосування таких заходів митного контролю, як переміщення товарів під негласним контролем та контрольовані поставки, до всіх товарів, замість обмеженого переліку контрабандних, як це передбачено чинним законодавством. В диссертации определено значение таможенного контроля как инструмента таможенной политики, функции государственного управления и вида государственного финансового контроля. Определено, что таможенный контроль входит в состав государственного финансового контроля в связи с тем, что является инструментов таможенной политики, которая, в свою очередь, входит в состав финансовой политики, инструментом которой является государственный финансовый контроль. Доказано, что таможенный контроль делится в зависимости от момента проведения на предыдущий, текущий и последующий, как это предусмотрено для государственного финансового контроля в целом. Проведен анализ состояния таможенного контроля с помощью таких показателей, как действенность, результативность и эффективность. Действенность таможенного контроля определена как его способность упреждать реализацию таможенных рисков, а именно – нарушения таможенного законодательства. Доказана связь качества непосредственно таможенного законодательства со способностью таможенного контроля обеспечить практическое исполнение его норм. Результативность таможенного контроля определена как соотношение фактических и плановых результатов его реализации, а именно: полноты и своевременности поступления таможенных платежей в бюджет, динамики объёмов внешнего товарооборота, уменьшения уровня контрабандных и контрафактных товаров. Выявлена необходимость учёта таможенных платежей (как и других налогов и сборов) на разных казначейских счетах отдельно от штрафных финансовых санкций за их неуплату или несвоевременную или неполную уплату. Это обеспечит целесообразность сравнения плановых и фактических объёмов таможенных платежей, которые планируются и прогнозируются без учёта соответствующих финансовых санкций, а фактические их поступления согласно действующего законодательства учитываются на одних казначейских счетах вместе со штрафными финансовыми санкциями. Доказана целесообразность расчёта эффективности таможенного контроля как соотношения результатов его осуществления и использованных для их достижения ресурсов. Предложены следующие пути улучшения организации таможенного контроля в Украине и его оценки: 1) утверждение на законодательном уровне перечня показателей эффективности нормативно-правовых актов, которые должны быть представлены вместе с законопроектами, если они могут повлиять на доходную или расходную части бюджета; 2) определение соотношения планового увеличения внешнего товарооборота и уменьшения поступлений таможенных платежей в бюджет показателем эффективности решений во внешнеэкономической сфере; 3) выбор единой системы государственного внутреннего финансового контроля. Определены направления усовершенствования реализации таможенного контроля, среди которых: 1) дополнение профилей системы управления таможенными рисками таким индикатором, как ставка пошлины 0%; 2) введение новой формы таможенного контроля, а именно «таможенной кросс-проверки», суть которой заключается в анализе операций субъектов ВЭД, учитывающихся в таможнях одних областей, подразделениями аудита в составе органов ГФСУ других областей; 3) расширить сферу применения таких мер таможенного контроля, как перемещение под негласным контролем и контролируемые поставки, для всех товаров, вместо ограниченного перечня контрабандных. The paper reveals the meaning of customs control as the instrument of customs policy, as the function of government management and asthe type government financial control. The analysis of the state of customs control is made by using such indicators as: efficacy, effectiveness and efficiency. The efficacy of customs control is defined as its ability to prevent the transgressions of customs legislation. The effectiveness of customs control is defined as ratio between actual and planned results of its realization. Appropriateness of valuation the efficiency of customs control as the ratio between the results of its realization and resources needed for its achievement is proved. The ways of improvement of customs control organization and valuation in Ukraine are proposed. The ways of improvement of customs control realization in Ukraine are identified, and the main of them are: 1) tо add to the profiles of the system of management of customs risks such indicator as the taxation of goods by the rate 0 %; 2) to provide the new form of customs control, named “customs cross – audit”, its essence is composed by the audit of the subjects of external economic activity, that are taken onto account in the customs of the ones regions, by the departments of audit that are included in the structure of State Fiscal Service of Ukraine authorities of the others regions; 3) to expand the field of using such forms of customs control as border crossing under non-disclosured control and the controlling supply to all the goods but not to the limited scroll of smuggled good as the current legislation provides.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/1734
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ломейко Ю. А. .pdf1.07 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.