Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/6033
Title: Теоретико-методичні засади перспективного управління у вищому навчальному закладі
Other Titles: Теоретико-методические основы перспективного управления в высшем учебном заведении
Theoretical and Methodological Principles of Perspective Management in High Educational Establishment
Authors: Прокопенко, А. І.
Прокопенко, А. И.
Prokopenko, А.
Keywords: перспектива
прогнозування
стратегія
перспективне управління
система
вищий навчальний заклад
суб’єкти освітнього процесу
полісуб’єктна взаємодія
спільна взаємопов’язана діяльність
розвиток
саморозвиток
стратегічні зміни
прогнозирование
стратегия
перспективное управление
высшее учебное заведение
субъекты образовательного процесса
полисубъектное взаимодействие
совместная взаимосвязанная деятельность
развитие
саморазвитие
стратегические изменения
perspective
prognosis
perspective management
high educational establishment
subjects of educational process
polysubject interaction
development
self development
strategic changes
strategic changes
Issue Date: 2012
Publisher: Луганський національний університет імені Тараса Шевченка
Citation: Прокопенко A. І. Теоретико-методичні засади перспективного управління у вищому навчальному закладі : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра пед. наук : спец. 13.00.06 – теорія і методика упр. освітою / A. І. Прокопенко ; ДЗ "Луган. нац. ун-т ім. Т. Шевченка". – Луганськ, 2012. – 41 с.
Abstract: У дисертації обґрунтовано концепцію перспективного управління у вищому навчальному закладі. Науково обґрунтовано сутність і принципи перспективного управління у вищому навчальному закладі. Розроблено структуру перспективного управління у вищому навчальному закладі. Науково обґрунтовано й експериментально перевірено систему перспективного управління у вищому навчальному закладі. Уточнено критерії й показники ефективності розробленої системи управління. Здійснено моніторинг результатів упровадження розробленої системи перспективного управління у вищому навчальному закладі. Визначено й теоретично обґрунтовано умови ефективності перспективного управління у вищому навчальному закладі.В диссертации обосновывается концепция перспективного управления в высшем учебном заведении. Методологическим основанием концепции служат идеи современной философии относительно толкования общества как полисубъектного образования, а также взаимосвязь и взаимодействие различных подходов общенаучной и конкретно-научной методологии к изучению проблем управления образованием (системный, синергетический, компетентностный, аксиологический, гуманистический, личностно-деятельностный подходы). В соответствии с целью, концептуальными положениями и задачами исследования проанализированы истоки теории и практики управления высшими учебными заведениями, охарактеризованы виды управления. Центральное место в диссертации занимает обоснование сущности, принципов, системы перспективного управления в высшем учебном заведении. Перспективное управление рассматривается как подвид стратегического управления, который реализуется в условиях полисубъектного взаимодействия и основывается на теоретикометодических положениях прогнозирования. Определены цель и задачи перспективного управления в высшем учебном заведении. В качестве основных принципов перспективного управления в высшем учебном заведении были определены принципы: полисубъектной направленности процесса управления, развития субъектности, целостного видения объектов прогнозирования и комплексного подхода к перспективному исследованию компонентов педагогической системы, программноцелевого подхода в управлении, непрерывности и вариативности прогнозирования, ресурсного подхода в управлении. Определены особенности перспективного управления в высшем учебном заведении: совместная взаимосвязанная деятельность субъектов образовательного процесса; овладение каждым участником образовательного процесса субъектными функциями, умениями и навыками управленческой деятельности; осуществление управления на уровнях индивидуальных и групповых субъектов; децентрализация управления, доминирование его дивизионно-матричной структуры; субъект-субъектное управленческое взаимодействие. Научно обоснована и экспериментально проверена система перспективного управления в высшем учебном заведении как динамическая совокупность взаимосвязанных этапов. Разработана структура перспективного управления образовательной системой высшего учебного заведения. Уточнены критерии и показатели эффективности разработанной системы управления. Осуществлен мониторинг результатов внедрения разработанной системы перспективного управления в высшем учебном заведении. Определены и теоретически обоснованы условия эффективности перспективного управления в высшем учебном заведении. The concept of perspective management in high education was represented. The idea and main principles of perspective management in high educational establishments were scientifically proved. The structure of perspective management in high educational establishments was developed. The system of perspective management in high educational establishment was scientifically substantiated and experimentally proved. The criteria and indexes of effectiveness of the developed system of management were specified. The monitoring of the results of the implementation the developed system of perspective management in high educational establishment has been done. The conditions of the effectiveness of perspective management in high educational establishment were outlined and theoretically proved.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/6033
Appears in Collections:Кафедра інформаційних технологій



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.