Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/5392
Title: Підготовка майбутніх учителів початкових класів до розвитку творчого потенціалу молодших школярів засобами арт-терапії
Other Titles: Подготовка будущих учителей начальных классов к развитию творческого потенциала младших школьников средствами арт-терапии
Preparation of future primary school teachers for the development of creative potential of junior schoolchildren by means of art therapy
Authors: Філатова, Л. С.
Радченя, І. В.
Филатова, Л. С.
Радченя, И. В.
Filatova, L.
Radchenia, I.
Keywords: підготовка учителів початкових класів
розвиток творчого потенціалу
арт-терапія
подготовка учителей начальных классов
развитие творческого потенциала
арт-терапия
training of primary school teachers
development of creative potential
art therapy
Issue Date: 2021
Publisher: Дрогобицький державний педагогічний університет імені Івана Франка
Citation: Філатова Л. С. Підготовка майбутніх учителів початкових класів до розвитку творчого потенціалу молодших школярів засобами арт-терапії / Л. С. Філатова, І. В. Радченя // Актуальні питання гуманітарних наук : міжвуз. зб. наук. пр. молодих вчених / Дрогоб. держ. пед. ун-т ім. І. Франка ; [редкол: М. П. Пантюк (голов. ред.) та ін.]. – Дрогобич : Гельветика, 2021. – Вип. 35, Т. 6. – С. 215–221
Abstract: Обґрунтовано, що метою підготовки учня в сучасній початковій школі є формування творчої, всебічно розвиненої, духовно збагаченої особистості з науковим світоглядом, ґрунтовними знаннями. Виходячи з цього, зміст сучасної професійної підготовки повинен бути спрямований на майбутніх учителів, щоб переорієнтувати підготовку вчителів освіти на роль дослідника, агента змін, отримання ефективних засобів навчальної діяльності в інтересах дитини. У статті розкрито сутність таких понять, як «творчий потенціал молодших школярів», «арт-терапія», «підготовка майбутніх учителів початкових класів до розвитку творчого потенціалу молодших школярів». Під час розвитку творчого потенціалу молодших школярів ми визначаємо здатність забезпечувати оптимальні умови для прояву у молодших школярів власних індивідуальних та типологічних особливостей у навчальній діяльності, формування їх потреб у самореалізації. Виокремлено психолого-педагогічні особливості розвитку творчого потенціалу молодших школярів. Аналіз досліджень, присвячених різним інтерпретаціям та характеристикам арт-терапії. Виокремлено засоби арт-терапії, доведено їх значення. Обґрунтовано доцільність використання засобів арт-терапії в процесі розвитку творчого потенціалу молодших школярів. У структурі готовності майбутніх учителів до розвитку творчого потенціалу молодших школярів засобами арт-терапії виділено взаємопов’язані компоненти - мотиваційно-ціннісний, смисловий, процесуальний, особистісно-рефлексивний. Автори представляють дисципліну «Розвиток творчого потенціалу молодших школярів за допомогою арт-терапії», визначають її мету та завдання, результати навчання програми, структуру, зміст та впровадження в навчальний процес, що дозволить студентам закладів вищої освіти почуватися впевнено у своїй професійній діяльності. Обосновано, что целью подготовки учащегося в современной начальной школе является формирование творческой, всесторонне развитой, духовно обогащенной личности с научным мировоззрением, доскональными познаниями. Исходя из этого, содержание современной профессиональной подготовки должно быть направлено на будущих учителей, чтобы переориентировать подготовку учителей образования на роль исследователя, проводника перемен, получения эффективных средств образовательной деятельности в интересах ребенка. В статье раскрывается сущность таких понятий, как «творческий потенциал младших школьников», «арт-терапия», «подготовка будущих учителей начальных классов к развитию творческого потенциала младших школьников». Под развитием творческого потенциала младших школьников мы определяем способность обеспечивать оптимальные условия для проявления младшими школьниками собственных индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности, формирования их потребностей в самореализации. Выделены психолого-педагогические особенности развития творческого потенциала младших школьников. Анализ исследований, посвященных различным интерпретациям и характеристикам арт-терапии. Выделены средства арт-терапии, обоснована их ценность. Обоснована целесообразность использования средств арт-терапии в процессе развития творческого потенциала младших школьников. В структуре готовности будущих учителей к развитию творческого потенциала младших школьников средствами арт-терапии выделены взаимосвязанные компоненты - мотивационно-ценностный, смысловой, процедурный, личностно-рефлексивный. Авторы представляют дисциплину «Развитие творческого потенциала младших школьников посредством арт-терапии», определяют ее цель и задачи, результаты обучения по программе, структуру, содержание и внедрение в учебный процесс, что позволит студентам вуза чувствовать себя уверенно в своей профессиональной деятельности. .It is substantiated that the purpose of preparing a pupil in a modern primary school is the formation of a creative, comprehensively developed, spiritually enriched personality with a scientific worldview, thorough knowledge. Based on this, the content of modern professional training should be aimed at future teachers to reorient the training of teachers of education to the role of researcher, agent of change, gaining effective means of educational activities in the interests of the child. The article reveals the essence of such concepts as “creative potential of junior schoolchildren”, “art therapy”, “preparation of future primary school teachers for the development of creative potential of junior schoolchildren”. Under the development of creative potential of junior pupils, we determine the ability to provide optimal conditions for the manifestation of junior pupils of their own individual and typological features in educational activities, the formation of their needs for self-realization. The psychological and pedagogical features of the development of the creative potential of junior schoolchildren are singled out. An analysis of research that has been devoted to different interpretations and characteristics of art therapy. Means of art therapy are singled out, their value is proved. The expediency of using art therapy means in the process of developing the creative potential of junior schoolchildren is substantiated. In the structure of readiness of future teachers for the development of creative potential of junior schoolchildren by means of art therapy the interconnected components are singled out – motivational-value, semantic, procedural, personal-reflective. The authors present the discipline “Development of creative potential of junior pupils through art therapy”, define its purpose and objectives, program learning outcomes, structure, content and implementation in the educational process, which will allow higher education students to feel confident in their professional activities.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/5392
ISSN: 2308-4855 (Print)
2308-4863 (Online)
Appears in Collections:Кафедра початкової і професійної освіти



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.