Особливості життєстійкості підлітків з різним проявом толерантності до невизначеності

Завантаження...
Зображення мініатюри
Дата
2020-02
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Класичний приватний університет, Видавничий дім «Гельветика»
Анотація
У статті проаналізовані поняття життєстійкості та толерантності/інтолерантності до невизначеності, показано їх типологічні особливості в підлітковому віці. Окреслено визначення життєстійкості як здатність особистості витримувати стресові ситуації, зберігаючи при цьому внутрішню збалансованість без зниження успішності виконуваної діяльності. Вказано, що життєстійкість і толерантність до невизначеності, як психологічні феномени, потребують цілеспрямованого соціально-психологічного супроводу, залучення підлітків у соціальні, культурні, розвивальні програми, коучингові студії, де в них буде формуватися ряд необхідних в рамках життєстійкості особистісних компетентностей, навелюватися рівень тривожності і подразливості, соціально прийнятні форми толерантності. Доведено, що життєстійкість має зворотній зв'язок як з загальним рівнем інтолерантності, так і з показниками новизни та складності ситуацій невизначеності у підлітків. Результати даного дослідження можуть бути використані для розробки корекційних-розвивальних програм з формування та розвитку життєстійкості й толерантності до невизначеності, для розробки практичних рекомендацій вчителям та батькам, в психологічному консультуванні. В статье проанализированы понятия жизнестойкости и толерантности / интолерантности к неопределенности, показано их типологические особенности в подростковом возрасте. Определены определения жизнестойкости как способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности выполняемой деятельности. Определено, что толерантность к неопределенности отображает процессы личностной саморегуляции в условиях отсутствия устойчивых ориентиров выбора. Сложность жизненных ситуаций, в которые попадает современный подросток, требует от него проявления высокого уровня жизнестойкости. Показано, что жизнестойкость развивается и трансформируется в течение всей жизни человека, а подростковый возраст является сенситивным для развития существенных компонентов жизнестойкости личности. Семья и социальное окружение играют значимую роль в становлении компонентов жизнестойкости, формировании адекватных жизненных стратегий подростков. Указано на недостаточный уровень сформированности жизнестойкости, что требует как большого включение подростка в решение проблем семьи, да и глубокого погружения в социальную жизнь школы, города, страны. Половых различий проявления жизнестойкости на статистически значимом уровне не обнаружено, но наблюдается ее высокий уровень развития у девочек. Подростки демонстрируют умеренный уровень толерантности / интолерантности, зависит от ситуации. Толерантность к неопределенности в большей степени развита у девочек. Доказано, что жизнестойкость имеет обратную связь как с общим уровнем интолерантности, так и с показателями новизны и сложности ситуаций неопределенности у подростков. У девушек, в отличие от ребят подросткового возраста, доказана связь всех показателей жизнестойкости с новизной, сложностью и общим уровнем интолерантности к неопределенности. Указано, что жизнестойкость и толерантность к неопределенности как психологические феномены требуют целенаправленного социально-психологического сопровождения, привлечения подростков в социальные, культурные, развивающие программы, коучинговые студии, где в них будут формироваться ряд необходимых в рамках жизнестойкости личностных компетенций, навелюватися уровень тревожности и раздражительности, социально приемлемые формы толерантности. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки коррекционно-развивающих программ по формированию и развитию жизнестойкости и толерантности к неопределенности, для разработки практических рекомендаций учителям и родителям, в психологическом консультировании.The concepts of viability and tolerance / intolerance to uncertainty are analyzed in the article; their typological features in adolescence are shown. The definition of resilience as the ability of a person to withstand stressful situations, while maintaining internal balance without reducing the success of the activities is outlined. It is determined that tolerance to uncertainty reflects the processes of personal self-regulation in the absence of persistent selection guidelines. It is indicated that resilience and tolerance to uncertainty, as psychological phenomena, need targeted socio-psychological support, attracting adolescents to social, cultural, developmental programs, coaching studios, where they will form a number of personal competencies necessary for resilience and socially acceptable forms tolerance, level the level of anxiety and irritability. The results of this study can be used to develop correctional and developmental programs for the formation and development of resilience and tolerance to uncertainty, to develop practical recommendations for teachers and parents, in psychological counseling.
Опис
Ключові слова
життєстійкість, толерантність до невизначеності, інтолерантність, ситуація невизначеності, розвиток, особистість, підлітковий вік, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, интолерантность, ситуация неопределенности, развитие, личность, подростковый возраст, resilience, tolerance to uncertainty, intolerance, situation of uncertainty, development, personality, adolescence
Цитування
Аркатова О. С. Особливості життєстійкості підлітків з різним проявом толерантності до невизначеності / О. С. Аркатова // Теорія і практика сучасної психології : зб. наук. пр. / Класич. приват. ун-т. – Запоріжжя : КПУ, 2020. – №1, т. 1. – С. 123-128.