ЦИКЛОООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА И. А. БУНИНА «ПЕСНИ О ВЕСНЕ»

Завантаження...
Зображення мініатюри
Дата
2019
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
ХНПУ имени Г. С. Cковороды
Анотація
В статье предлагается парадигматический анализ лексики лирического цикла И.А. Бунина «Песни о весне», преследующий цель определить циклообразующие функции лексических парадигм. Все произведения цикла объединяют черты проективности и концептуальности. Концептуальность и проективность репрезентированы двумя доминантными парадигмами, повторяющимися во всех стихотворениях цикла «Песни о весне», – парадигмы ПРИРОДА (проективный аспект) и ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – концептуальный аспект. ЭТИ ПАРАДИГМЫ взаимосвязаны. Изменения состава парадигмы ПРИРОДА приводят к изменению состава парадигмы ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ. В первом стихотворении цикла «Песни о весне» природа находится в состоянии ожидания весны как поры обновления. Эти ощущения объединены с ощущениями лирического героя. Весеннее тепло, распространяющееся в природе, в следующем стихотворении цикла «Песни о весне» отражено в ощущениях лирического героя как состояние, родственное опьянению. ПОКОЙ и ДВИЖЕНИЕ ПРИРОДЫ в третьем стихотворении цикла «Песни о весне» лирический герой ощущает через синестетические зрительные и слуховые образы. «Напевы ранних соловьёв» в стихотворении «То разрастаясь, то невнятно…» – голос Весны, ощущаемый лирическим героем как невидимая гармония. В заключительном стихотворении цикла «Песни о весне» парадигма ПРИРОДА объединяется с парадигмой РОДИНА, придавая ощущениям лирического героя конкретность. Это связано с тем, что концепт РОДИНА является смыслообразующим для всего творчества И.А. Бунина. Родина в понимании поэта – не только родной край и его конкретная область, в которой родился человек, где произошло его становление как личности, а органически присущая человеку черта, определяющая его мировоззрение. У статті запропоновано парадигматичний аналіз лексики ліричного циклу І. А. Буніна «Пісні про весну», що має на меті дослідження – визначити циклотворчі функції лексичних парадигм. Усі твори циклу поєднують у своєму складі риси проєктивності та концептуальності. Концептуальність та проєктивність репрезентовані двома домінантними парадигмами, що повторюються в усіх віршах циклу «Пісні про весну» – парадигмами ПРИРОДА (проективний аспект) та ЛІРИЧНИЙ ГЕРОЙ (концептуальний аспект). Парадигма ПРИРОДА та парадигма ЛІРИЧНИЙ ГЕРОЙ взаємопов’язані. Зміни складу парадигми ПРИРОДА призводять до змін складу парадигми ЛІРИЧНИЙ ГЕРОЙ. У першому вірші циклу «Пісні про весну» природа знаходиться у стані очікування весни як пори оновлення. Ці відчуття поєднано з відчуттями ліричного героя. Весняне тепло, що огортає природу у наступному вірші циклу «Пісні про весну», віддзеркалено у відчуттях ліричного героя як стан, споріднений до сп’яніння. СПОКІЙ та РУХ ПРИРОДИ у третьому вірші циклу «Пісні про весну» ліричний герой відчуває крізь сінестетичні зорові та звукові образи. «Вранішні співи солов’їні» у вірші «То розростаючись, то невиразно…» – голос Весни, який ліричний герой відчуває як невидиму гармонію. У заключному вірші циклу «Пісні про весну» парадигма ПРИРОДА поєднується з парадигмою БАТЬКІВЩИНА, надаючи відчуттям ліричного героя конкретні риси. Це є пов’язаним з тим, що концепт БАТЬКІВЩИНА – сенсотвірний для всієї творчості І.О. Буніна. Батьківщина у розумінні поета – не тільки рідний край та його конкретна частина, в якій народилася людина, де відбулося її становлення як особистості, а органічно належна людині риса, що детермінує її світогляд. The article gives paradigmatic analysis of lexicon for Bunin’s lyric cycle «Songs about spring». The article’s aim is determination of cyclic-former functions for lexical paradigms in Bunin’s lyric cycle «Songs about spring». All poems of cycle tied in its content features of projectivity and features of the conceptuality. Conceptuality and projectivity represented by dominant paradigms repeated in all cycle’s poems. There are paradigms NATURE (projective aspect) and LYRIC HERO – conceptual aspect. Both paradigms are tied. Changes for paradigm’s NATURE content cause changes for paradigm’s LYRIC HERO content. In the first poem of the cycle nature wait spring as period of renovation. In the next poem of the cycle nature covered by the spring’s heat. This phenomenon represented in lyric hero’s perception as inebriation condition. PEACE and MOVEMENT OF THE NATURE in third poem of the cycle felt by lyric hero with synesthetic visual and auditory images. «Melodies of early nightingales» in poem «Nightingales» is a voice of Spring felt by lyric hero as unseen harmony. In final poem of the cycle paradigm NATURE tied with paradigm MOTHERLAND. This phenomenon cause concrete lyric hero’s perception. Concept of Motherland is semantic for Bunin’s legacy. It is determine worldview’s feature. Motherland in Bunin’s meaning is a concrete region for identity creation.
Опис
Ключові слова
исследование языковых явлений, функциональный подход, парадигматический анализ лексики, поэтический текст, лингвистическое исследование, дослідження мовних явищ, функціональний підхід, парадигматичний аналіз лексики, поетичний текст, мовознавче дослідження, research of language phenomena, functional way, paradigmatic analysis of lexicon, poetical text, linguistic research
Цитування
Проскурин И. А. Циклообразующие функции лексических парадигм лирического цикла И. А. Бунина "Песни о весне" / И. А. Проскурин // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковооды. – Харьков, 2019. – № 2 (68). – С. 29–35.