Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/1747
Title: Розвиток музичної освіти на Слобожанщині (друга половина ХІХ – початок ХХ століття)
Other Titles: Развитие музыкального образования на Слобожанщине (вторая половина XIX – начало ХХ века)
Music Education Development in Sloboda Ukraine (the second half of the XIX – early XX centuries)
Authors: Данилюк, М. М.
Данилюк, Н. Н.
Danylyuk, M. M.
Keywords: музична освіта
музично-просвітницька діяльність
етапи розвитку музичної освіти
зміст музичної освіти
методи музичної освіти
формы музичної освіти
Слобожанщина
навчальні заклади різних ланок
регіональна освіта
музыкальное образование
музыкально-просветительская деятельность
этапы развития музыкального образования
содержание музыкального образования
методы музыкального образования
формы музыкального образования
Слобожанщина
учебные заведения разных уровней
региональное образование
music education
musical and educational activities
stages of music education
music education content
music education methods
forms of music education
Sloboda Ukraine (Slobozhanschyna)
educational institutions of various parts
the regional education
Issue Date: 28-Aug-2015
Publisher: ХНПУ імені Г. С. Сковороди
Citation: Данилюк М. М. Розвиток музичної освіти на Слобожанщині (друга половина ХІХ – початок ХХ століття) : автореф. дис. на здоб. наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.01 – заг. педагогіка та іст. пед. : [рукопис] / М. М. Данилюк ; Харк. нац. пед. ун-т імені Г. С. Сковороди. – Харків : [б. в.], 2015. – 20 с.
Abstract: Дисертацію присвячено проблемі розвитку музичної освіти на Слобожанщині у другій половині ХІХ – на початку ХХ ст. У роботі висвітлено стан наукової розробки досліджуваної проблеми й простежено становлення ідей розвитку музичної освіти у вітчизняній науковій думці другої половини ХІХ – початку ХХ ст. Розкрито соціокультурні передумови розвитку музичної освіти на Слобожанщині, погляди прогресивних вітчизняних педагогів і митців минулого щодо просвітницької функції музичного мистецтва у формуванні особистості. У результаті детального опрацювання архівних матеріалів, історико-педагогічної літератури визначено і науково обґрунтовано етапи розвитку музичної освіти на Слобожанщині у визначений період. Системно проаналізовано зміст, форми і методи музичної освіти в навчальних закладах різних типів і щаблів. Виявлено цінний історико-педагогічний досвід музичної освіти дітей та молоді, професійної музичної та музично-педагогічної підготовки вчителів у навчальних закладах Слобожанщини, шляхи творчого його впровадження в сучасну освіту. Диссертация посвящена проблеме развития музыкального образования на Слобожанщине во второй половине XIX – в начале ХХ в. В работе отражено состояние научной разработки исследуемой проблемы и прослежено становление идей развития музыкального образования в отечественной научной мысли второй половины XIX – начала ХХ в. В исследовании доказано, что становление музыкально-педагогической мысли Слободского края происходило под влиянием передовых идей украинизации образования, в контексте которых прогрессивными учеными, деятелями культуры и педагогами (Х. Алчевская, Д. Багалей, С. Дремцов, А. Потебня, М. Сумцов, Г. Хоткевич и др.) активно обсуждались вопросы развития музыкального образования на национальных и культурно-региональных основах, глубинных творческих и духовных традициях украинского народа. Установлено, что на Слобожанщине в исследуемый период сложились благоприятные для развития музыкального образования социокультурные предпосылки, детерминированные стратегическим экономико-географическим положением края, демократичностью социального устройства, широким участием общественности в культурной жизни края, региональной поликультурной спецификой и др. Определены критерии для периодизации процесса развития музыкального образования на Слобожанщине во второй половине XIX – начале ХХ в. (становление теоретической концепции музыкального образования, изменение социально-культурных условий в регионе; динамика количественного и качественного роста сети учебных заведений, где внедрялось музыкальное образование, разработка программно-нормативного обеспечения музыкального образования); научно обоснованы этапы становления (1850 – 1883) и развития (1884 – 1917) музыкального образования на Слобожанщине в исследуемый период. Анализ деятельности учебных заведений Слобожанщины свидетельствует об использовании разнообразных форм и методов обучения пению и музыке в учебно-воспитательном процессе. Доказано, что основной формой музыкального обучения в начальной и средней школах был урок музыки, в процессе которого учащиеся обучались хоровому и сольному пению, получали знания по элементарной теории музыки и сольфеджио, обучались игре на музыкальных инструментах. Методами обучения были пение «с голоса», подготовительные музыкальные упражнения, обучение пению по нотам, комментирование литературно-музыкальных текстов в воспитательных целях, иллюстрации содержания обучения, а средствами – детские песни, музыкальные игры, танцы и музыкальные забавы. Внеклассная работа с учащимися проводилась в таких организационных формах, как: народные чтения, литературно-музыкальные и тематические вечера, школьные торжества, чествование юбилеев литераторов и годовщин выдающихся событий, концерты, музыкальные утренники. Популярными формами организации внеучебной музыкальной деятельности учащихся средних учебных заведений были оркестры, ансамбли и хоры. В высших учебных заведениях (Харьковский Императорский университет, ветеринарный и технологический институты) студенты занимались в музыкальных классах и творческих кружках, слушали лекции по истории искусств, мировой культуре, истории церкви, принимали участие в массовых музыкальных мероприятиях, благотворительных музыкальных событиях, концертах и т. п. Профессиональное образование молодежь получала в музыкальном училище, овладевая в процессе обучения игрой на музыкальных инструментах, навыками вокального и хорового пения, углубленно изучая теорию и историю музыки, основы руководства хором, методику музыкального образования. В работе определены перспективы творческого использования в современных условиях ценного историко-педагогического опыта организации музыкального образования на Слобожанщине в учебных заведениях во второй половине XIX – начале ХХ в. The paper highlights the state of scientific research of the investigated problem and retraces the formation of music education ideas in the national scientific thought of the late XIXth – early XXth centuries. The social and cultural preconditions for the development of music education in Sloboda Ukraine, the native progressive teachers and artists` views of the past on the educational function of music in shaping personality have been revealed. In the detailed study of archival materials, historical and educational literature it has been defined and scientifically grounded the stages of music education in Sloboda Ukraine (Slobozhanschyna) in the specified period. The content, forms and methods of music education in the schools of various types and levels have been systematically analyzed. The valuable historical and pedagogical experience of music education of the children and the young as well as professional musical and musical-pedagogical training of teachers at the regional schools, and the ways of its creative implementation into the modern education have been revealed.
URI: http://dspace.hnpu.edu.ua/handle/123456789/1747
Appears in Collections:Кафедра музично-інструментальної підготовки вчителя

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Данилюк М. М. .pdf421.96 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.